Оглавление | Основное оборудование
Дополнительное оборудование | Снаряжение | Резина

Обзоры велосипедного железа

Основное оборудование

Рамы Titerra tc-ta '06 (горный тандем) TiTerra Ti-M19
Вилки SR Suntour SF-XC60 Rock Shox Judy SL U-Turn Marzocchi Bomber MX Comp Air Marzocchi Bomber XC-500 Retro TiTerra XC PASS
Тормоза Shimano Deore M525 Tektro Qartz MT-20 Hayes Nine (HFX-9)
Педали Shimano PD-M540 Shimano PD-M424
Втулки Shimano Deore-525 передняя Chosen 5127S задняя
Обода Alexrims DM-18 Alexrims Supra N Alexrims Supra-BH pro
Манетки переключателей Shimano Acera Shimano Alivio SRAM X.7
Переключатели Shimano Acera передний Shimano Alivio задний Shimano Deore передний SRAM X.7 SRAM X.9
Рули Azonic Flat double wall Ritchey Rizer TiTerra стокерский
Подседельные штыри TiTerra
Хомуты подседельных штырей TiTerra X carbon system
Сёдла Velo VL-3094 Specialized BG Comfort Fizik Gobi XM Velo VeloPlush

*Жирным шрифтом выделены компоненты, по которым написаны расширенные обзоры

Рама: Titerra tc-ta '06 (горный тандем)
Подробный обзор
Титановая MTB-тандем рама. Индивидуальная геометрия. Относительно лёгкая, но излишне гибкая.

Рама: TiTerra Ti-M19
Подробный обзор
Титановая MTB рама. Индивидуальная геометрия. Комфортная и неприхотивая универсальная рама с хорошей торсионной жёсткостью.


Вилка:
SR Suntour SF-XC60, ход 63 мм.
Сайт производителя
Обычная убогая эластомерка с прелоадом.
На 500 км. экплуатации вилка начала издавать мерзопакостный скрип, на подобие железной пионерлагерной кровати. Вылечилось разборкой-смазкой.
На 1000 км. вилка начала постукивать.
На 1600 км. вилка была признана трупом - полностью разбилась, появился чудовищный люфт.
Rock Shox Judy SL U-Turn
Пружинно-масляная вилка с системой регулировки хода U-Turn. Ход 70-115.
Штаны из магниевого сплава. Ноги - хромированная сталь 4130. Корона алюминиевая. Вес вилки - 2159 г. В правой ноге 150 кубиков масла 10W, в левой - пружина.
Для изменения отскока рекомендуют менять масло в пределах 5-15W. На сайте Rock Shox указано как стандартное масло 5W, а на зиму там рекомендуют заливать 2,5W.
Несмотря ни на какие ухищрения вилка очень жёсткая и тугая при моей тушке в 85 кг. + шмотки. Сколько я не пытался, продавить больше чем сантиметров на 5 не получалось.
Попробовал поменять пружину на мягкую, перебрал всю вилку, смазал, сменил в очередной раз масло - стала как-то работать, но продлилось это недолго, от силы пару недель. Меньше чем за год эксплуатации, у вилки облупилось хромированное покрытие на штоке левой ноги и он начал ржаветь. Сальники на морозе стекленели и вилка дубела. За всё время эксплуатации вилка по-нормальному не работала ни сколько. Была снята с пробегом 5800 км. К моменту смерти с левой ноги почти полностью слезло хромированное покрытие и начало слезать отдельными пузырями с правой ноги. Потекло масло из правой штанины снизу. Резюме: пустое выкидывание денег.
Marzocchi Bomber MX Comp Air
Воздушно-масляная вилка. В обеих ногах - SSV. Ход 85.
Штаны из магниевого сплава. Ноги и корона - алюминий. Рулевая труба - сталь. Вес вилки - около 1.8 кг.
Никакие технические характеристики не могут передать главного - эта вилка очень красивая и изящная. Работает вполне неплохо, воздух и масло не травит. Настройки всего две: отскок изнутри ноги, настраиваемый один раз и навсегда и жёсткость воздухом.

Marzocchi XС-500 Retro
Воздушно-масляная вилка. Ход 100 мм.
Штаны из магниевого сплава. Ноги, корона и рулевая труба - алюминий.
Стоит на тандеме и пока протестирована совсем немного, однако уже видно, что 32-мм. ноги имеют достаточную торсионную жёсткость для 150-кг тандема. Наконец на тандеме я могу заезжать на небольшие бордюры.

upd.01-2009
После нескольких сотен км. на тандеме вилка начала потихоньку разбалтываться. Посмотрим, что будет дальше.
Вилка: TiTerra XC
      Вилка была куплена с тандемом, где она проявила весьма посредственную торсионную жесткость. При прохождении поворотов её ощутимо скручивало, что выражалось в ожесточённом шкрябании тормозного диска об колодки. Однако, при использовании на соло-байке, особых проблем с торсионкой не возникает.
      Производитель утверждает, что вилка хитро спроектирована для поглощения мелких ударов (Passive Absorbing System, PAS). На деле это выглядит довольно забавно. Взглянув на фото вилки, можно подумать, что удары должны смягчать две 4-мм пластины короны вилки, но при езде по мелким неровностям хорошо заметно, что удары компенсируюся изгибом ног вилки вперёд! Т.е. две ноги синхронно изгибаются вперёд. Ну, может быть не всегда синхронно, но при диаметре труб 32 мм, на тандеме гнулись здорово.
      На сайте производителя был указан вес - 600 г. Реально измеренный вес ~ 800 г. со штоком 235 мм. После удлинения штока вес - 828 со штоком 280 мм. Кроме того, моя вилка немного отличается от фото с официального сайта тем, что на сайте ноги параллельны, а у моей вилки расстояние между ногами снизу больше, чем сверху.
      При использовнии на титановом соло-региде вилка работает весьма неплохо, всякие мелкие неровности действительно вязнут в титане, крупняк, конечно, бьёт по рукам, но терпимо. Из преимуществ вилки - не ржавеет, не требует какого-либо обслуживания, нет движущихся частей, не царапается краска в связи с её отсутствием.
      Геометрия: шток: 235 мм, ось–верх ноги: 400 мм, ось–верх короны: 425 мм. Если сравниь со среднестатистической вилкой Marzocchi XC-500 со ходом 100 мм, у ХС-500 высота ось–верх короны с сэгом 10% 445 мм. Таким образом, 100-(445-425)=80 мм., т.е. вилка Titerra соответствует амо-вилке с ходом 80 мм. Шток в 235 мм несколько меньше необрезанного у XC-500 (270 мм).
      Кстати, шток точёный от короны до верха, причём обточка производилась после сварки (во всяком случае расширения под кольцо рулевой). Сварена вилка весьма аккуратно. Крепление дискового тормоза приварено в виде отдельной детали, причём с небольшим нарушением стандартной геометрии, в связи с чем при установке тормоза приходиться подкладывать шайбочки.
      upd 03/2009. В начале марта 2009 я удлинил шток на 45 мм. (огромное спасибо фирме Рапид), теперь можно не заморачиваться с нестандартно высокими выносами.


Тормоз: Shimano Deore BL-M525
      Первый такой тормоз я поставил на Diamondback взамен родного V-brake'а, который работал в режиме "выключателя" - т.е. или не тормозил, или тормозил, но слишком сильно.
      Установка тормоза заняла совсем немного времени, зато немало времени заняло укорачивание гидролинии. Оказалось это не так и просто сделать, особенно не зная как это делать.
      Тормоз оправдал надежды. Тормозное усилие приличное, неплохая модуляция. Позволяет очень чётко дозировать тормозное усилие. Если со стоявшим раньше v-brake'ом можно было легко заблокировать переднее колесо и навернутся, то с дисковой гидравликой такой проблемы нет. Торозит крепко, но не блокирует колесо. Ну и конечно меньше проблем с торможением в грязи, снегу и т.д. Для передачи усилия используется минеральное масло. Гидролиния - пластмассовая, укорачиваемая. Намокая, тормоз издаёт весьма мерзопакостные звуки, которые можно неплохо использовать вместо паровозного гудка.
      Ручка устанавливается на руль только со снятием грипс. Для смены колодок надо вытаскивать металическую шпильку, предварительно поработав над ней пассатижами.
      Тормоз зарекомендовал себя как весьма надёжный, на даный момент передний прошёл больше 12000 км. За всё время я его не разу не разбирал, только периодически смазываю поршни маслом для гидролинии. За время эксплуатации тормоз работал без каких-либо нареканий при температурах от -25° до +37°.
      Колодки живут от 2500 до 6000 км., в зависимости от условий эксплуатации.
      В последнее время комплект таких тормозов я эксплуатирую совместно с дисками LX Centerlock. Несмотря на более узкую тормозную дорожку, по сравнению с родными дисками, качество работы тормозов ничуть не изменилось.
Тормоз V-типа (V-brake): Tektro Qartz MT-20
      Паралеллограммные тормоза или тормоза с параллельным приводом колодок или linear pull. Были куплены на DiamondBack взамен родных нонеймных v-brake'ов, которые убегались за 8600 км. Одним из критериев при выборе была уникальная цена в 350 руб. ($13). Имеют остроумную конструкцию - тягой, осуществляющей поворот рычага с колодкой, является большая плоская пружина. Таким образом совмещены два элемента - тяга и пружина и снижен вес. Регулировка осуществляется как во всех v-brake'ах, винтами на каждой стороне. Правда обычно эти винты упираются в пружины, а тут они поворачивают весь корпус тормоза, что вызывает некоторые неудобства. После регулиовки пружин надо заново перерегулировать положение колодок
Тормоза: Hayes Nine (HFX-9) 8"
      Используется вонючий и едкий, но дешёвый DOT-4. Имеют предостаточную мощь, чтобы остановить тандем. Немного "деревянные". Довольно тяжёлые. При тряске то ли колодки брякают по диску, то ли диск звякает по колодкам, в общем звук есть. Штуцер прокачки имеет гайку под плоский ключ на 6 мм. и срывается на раз! Колодки стоят очень близко к дискам. Весьма непросто установить калипер так, чтобы обе колодки не касались диска. Пимпочка-заглушка на расширительном бачке по неумению обычно отрывается с куском резинового резервуара расширительного бачка. Кроме всех перечисленных прелестей, один экземпляр не похож на другой, встречаются "текучие".
      В настоящее время есть нерешённая проблема: при лёгком, плавном торможении тормоза начинают вибрировать (особенно задний) и выть (особенно передний), что очень действует на нервы. При резком (читай экстренном) торможении, тормозят уверенно, со скрежетом, но без завываний и вибрации.
Педали: Shimano PD-M540.
Контактные двухсторонние MTB педали.
Разбираються без использования специального инструмента - нужет 8 мм. шестигранник и ключ на 15 мм. Устанавливаются 8 мм. шестигранником.
Пока что проблем с ними не знаю (больше 13000 км.). Встёгивание/выстёгивание очень чёткое. После бруляний по болотам и грунтам, когда подошва ботинок уже не видна из-за налипшей грязи, педали продолжают работать. Всёгивание при этом очень тихое. Не успел выстегнуться с последующим падением пока лишь раз при нулевой скорости, упал в мягкое болото, не пострадал.
Зимой работают, несмотря ни на что. Даже если и обмерзают - достаточно пару раз долбануть шипом и лёд отлетает, педали продолжают работать.
После 8000-км эксплуатации появился люфт в правой педале, который был устранён менее чем за 5 минут. В ходе разборки выяснилось, что все внутренности в норме, смазка идиальна.
Педали: Shimano PD-M424
Двухсторонние контактные педали с рамкой из плотной резины. Вес 472 г. Конструктив основной части сильно смахивает на 515-е. В отличии от классических 540-х имеет рамку, в результате можно крутить педали ещё не воткнувшись шипом, что весьма полезно для тандема, поскольку балансировать на месте, втыкая шипы, невозможно даже те доли секунды, что занимат этот процесс. Из недостатков - подойдут не для каждых велоботинок. В ботинках с глубоко утопленным шипом можно и не встегнутся. И вообще процесс встёгивания на них несколько затруднён по сравнению с PD-M540.
Втулка: Shimano Deore 525 передняя дисковая
Cамая обычная Deore'овская втулка на конусных подшипниках, дисковая (под 6 болтов). Имеет высокие массивные фланцы, и, наверняка, немалую массу. Уплотнители одинарные резиновые. Как-то крутится, да и ладно. После 10000 км., стала плохо крутиться, и была разобрана. Как выяснилось, подшипники в идиальном состоянии, справа заводская смазка даже не поменяла цвет, слева чуть чуть загрязнена (видимо грязь с диска стекала). После переборки работать стала по-прежнему, идиально.
upd.01-2009
Через пару тысяч втулка всё же померла. RIP.

Втулка задняя: Chosen 5127S
Обзор
Китайский шлак. Защиты от пыли и грязи нет, барабан сделан из пластилина.

Обод: Alexrims DM-18
Cтарые DM-18 двойные трёхканальные пистонированные, с дорожками под ободные тормоза. Почему-то современные DM-18 не пистонированы, а эти - с одинарными пистонами. Нормальные такие, недорогие и крепкие обода. За 10000 км. пока не разу не правил.

Обод: Alexrims Supra N
Обод Supra N брался постольку поскольку другого ничего не было на тот момент. С виду - крепкий двойной трёхканальный обод, непистонированный. Опять же, посмотрим по эксплуатации, как он себя поведёт. У меня до этого почти 7000 откатал одинарный непистонированный двухканальный обод, и откатал неплохо - жив остался. А этот прошёл пока что несколько тысяч - пока что никаких проблем не возникло.

Обода: Alexrims Supra-BH pro
Только для дисковых тормозов, на 32 спицы, двойные, трёхканальные с одинарным пистонированием. В настоящее время ходят на тандеме с общим весом более 150 кг! Первую тысячу прошли на тандеме с жёсткой вилкой, соответственно лёгкой жизни у них не было, тем не менее, пока что я их не разу не правил.


Комбики манеток переключателей + тормозные ручки: Shimano Acera 2004. Своих денег стоят. И передний и задний за время жизни не сломались. Переключение - туговато, рычаги - один сверху, другой снизу. Окошко индикатора передач маленькое, в темноте его совсем не видно. Передний был снят в связи с установкой гидравлики с пробегом 1500 км, а задний проработал 7000 без каких-либо особых нареканий. Задний позволят накидывать до 3-х передач сразу. Был снят во вполне рабочем состоянии в связи с переходом на 9 звёзд с пробегом 7000 км.

Манетки переключателей: Shimano Alivio 2005. Переключение несколько лучше, чем у комбика Acera, но далеко от идиала. Индикатор не очень удобный, но в темноте виден лучше чем на Acera. На тандеме такими манетками заведует жена, не без труда, но всё же ухитряется переключать передние звёзды, что ей не всегда удавалось на Стелсе с манетками Acera.

Манетки переключателей: SRAM X.7 2007
Очень непривычные после Shimano манетки. Рычаги длинные и длинноходные. Оба рычага распологаются под рулём и переключаются большим пальцем. Задняя манетка позволяет накидывать аж 5 передач за раз, проворачиваясь при этом на угол, не доступный человку с нормальной физиологией. С непривычки было довольно сложно накинуть только 1 скорость. Индикатор интегрирован в хомут и виден хорошо, в том числе в темноте. Переключает легко, гораздо легче, чем, например, Shimano Acera.
Из недостатков пока заметил повышенную цеплючесть рычагов скидывания. При их лёгком задевании мгновенно скидывается передача. Пришлось сместить манетки к центру руля. Тем не менее, всё же иногда задеваю и непроизвольно скидываю передачи. У левой манетки ход рычага накидывания такой, что не каждого большого пальца хватит на весь ход. С непривычки было довольно неудобно, но потом я нашёл оптимальную позицию на руле и всё стало ok!

Манетки переключателей: SRAM X.9 2008
После Х.7 - очень удобные и привычные. Практически нет холостого хода рычага накидывания, и переключают эти манетки очень быстро, чётко и удобно. Не имееют индикаторов, однако, как выяснилось, я на эти индикаторы давным давно не смотрю.
На текущий момент имеются траблы с левой манеткой на сильном холоде - не скидывает. Чтобы скинуть передачу приходиться сначала накинуть, потом сразу скинуть. Возможно, это всё из-за старых тросов и рубашек. К весне тросы сменю, посмотрю, может поможет.

Задний переключатель: Shimano Аlivio 2003
Прожил 7000 км. за которые приходилось 3 раза менять ролики, к концу жизни прилично разболтался. Неудобно, с сильным изгибом, прокладывается трос. Точная регулировка троса - на самом переклюке, что не позволяет регуляровать его на ходу. Чуствителен к загрязнению тросов.

Задний переключатель: SRAM ESP X.7 2007
Весь такой пластмассовый. Трос очень удобно подводится, почти без изгиба. С виду, более-менее приличные ролики. Для переключения на передачу использутся вдвое более длинный кусок троса (система 1:1), поэтому совместим только с родными манетками. Соответственно, должен быть менее чувствителен к загрязнению тросов. Я использовал версию с длинной лапкой. Первый такой переклюк у меня прожил всего 3160 км. и был порван на британский флаг. К этому времени даже ролики не окончательно износились.

Передний переключатель: Shimano Acera 2003
Был снят с пробегом 7000 км. К концу жизни был изрядно помят ногами, в связи с чем не мог быть настроен так, что бы всё переключало и не шкрябало ни за одну звезду.

Передний переключатель: Shimano Deore FD-M531 2006
Работает, да ладно. Один из таких переклюков у меня работает на тандеме, где ему приходится несладко, но работает.

Руль: Azonic Flat double wall 2007
Вес по данным производителя - всего 145 г. По весам - 208 г. Ширина 630 (!!!), что для плоских рулей очень много. Выбирая цвет и заказывая руль за бугром, я как-то не думал что цвет "titan" подразумевает цвет нитрида титана. Поскольку руль не имеет подъёма, у него нет изгибов на которые невозможно установить дополнительное оборудование. В результате свободного места на руле очень много! Кроме того руль лёгкий и красивый. По жёсткости - средний, кому то может даже показатся мягковатым, но, по-моему, на моём титановом региде ему самое место.

Руль: Ritchey Rizer
Руль с оверсайзом и одинарным баттингом. Неудобен тем, что на него как ни ставь фару, она светит не туда куда надо, правда эта проблема легко решилась покупкой Т-образного выноса для фар Minoura Spase Grip SG-100n. Внутренний диаметр на концах руля меньше обычного, ни одна заглушка не ставится.

Руль: TiTerra стокерский
Тандемный руль+выноc для стокера. Вынос с рулём выполнен в виде единой детали. Производство - TiTerra, титан. Устанавливается на передний подседельный штырь. Угол наклона и вылет не регулируются, регулируется только высота, смещением руля с выносом по подседельному штырю. На ощупь - крайне мягкий, что для стокера не так и плохо.
Подседельный штырь: TiTerra 2006
Титановый, двухболтовый.
Крепление седла - двумя болтами, ослабляя один и подкручивая второй, можно плавно менять наклон седла, однако собрать эту систему из 2-х болтиков, 2-х осей, 2-х прижимных штырьков, половинки трубы, и самого штыря - дело требующее нордического характера и недюжинной ловкости пальцев.
По информации велофорумов, были нарекания на подседельные штыри TiTerra. Народ их гнул быстро и беспричинно. У меня пока что оба штыря 30.9 мм и 27.2 мм проблем не имеют (тьфу*3).
upd.01-2009
Пробовал я этот штырь ставить на соло-байк - неплохо. В дополнению к титановой раме ещё больше гасятся вибрации. Невооружёным глазом видно как штырь гнётся под моими 80 кг. веса. Однако, штырь не имеет смещения, и на соло-байк он мне не подошёл.
Из замеченных багов: штырь кошмарно уродует рамки седла. Категорически не рекомендую ставить на такой любые приличные сёдла со всякими облегчёными рамками - только сталь!
Подседельный хомут: TiTerra 2006
Титановый. Удерживает подседельный штырь плохо. При закручивании, губки хомута сходяться и упираются друг в друга. Не для тяжёлого седока.
Подседельный хомут: X carbon system 2006
Продавцами впаривается как карбоновый, на самом деле не карбоновый а алюминиевый, но предназначенный для карбоновых подседельников. Довольно неплохо держит позицию подседельного штыря. Единственный замеченный баг - разбивается фиксирующий болт, видимо не слишком качественный материал.
Седло: Velo VL-3094
Sport Series, 478 г., 270х175.

Простое дешёвое седло с как бы мужской геометрией. Имеет глубокий канал и дырку в носовой части. Нижняя пластмассовая рамочка светиться в темноте. Тяжёлое, мега-широкое и неудобное. Куплено "что бы было на чём ездить". Имеет швы там, где их не должно быть и слишком широкий нос. Особенно радует в названии "Sport Series". Для применения не пригодно. Было выкинуто в хлам после 300 км.
Седло: Specialized BG Comfort

Гелевое комфортное мужское седло с ложбинкой. Тяжёлое, широкое, но весьма удобное. Материал верха довольно непрочный и быстро обтрёпывается и прорывается. Из-за довольно приличной ширины может натирать, но это дело индивидуальное. Ещё мне в нём не понравилось слишком резкое расширение от носовой части к задней.
Седло: Fizik Gobi XM

Лёгкое MTB седло. Рамки Kium (сплав стали и титана с добавлением марганца). Узкое и жёсткое. Видимо, должно быть неплохо при недолгой езде или езде по ровным покрытиям, однако на тряских трассах нещадно колотит по заднице, после нескольких часов езды приходится садиться на него сжав зубы от боли в пятой точке. Несмотря на это, совершенно не натирает.
Сзади и по по бокам имеет тряпичные вставки (из кевлара), что потенциально должно надолго сохранить приличный вид седла. Сделано довольно аккуратно, но ИМХО, денег своих не стоит.
Измеренный вес - 247 г.
Седло: Velo VeloPlush

Точное название модели неизвестно. Не лёгкое MTB седло. Рамки - какая-то сталь. Узкое, средней жёсткости. Куплено в Декатлоне зимой 2009 за символические 300 руб. Первые впечатления самые положительные, седло в меру комфортно, достаточно узкое (наверное около 130 мм), не натирает, не набивает. Сзади имеется небольшая светоотражающая вставка. В центральной части пласмассового каркаса седла сделана вставка из более мягкого пластика, больше похожего на твёрдую резину.
Измеренный вес - 337 г.


Оглавление | Основное оборудование
Дополнительное оборудование | Снаряжение | Резина