Байк на раме TiTerra Ti-M19 | Обзор и история приобретения рамы TiTerra Ti-M19
Фотогалерея TiTerra Ti-M19

Обзор и история приобретения рамы TiTerra Ti-M19



Основые характеристики

  • Тип рамы: MTB
  • Заявленный вес: 1500 г. для 17"
  • Измеренный вес: 1735 г. для 21"
  • Материал рамы: титановые сплавы российского производства

Идея

Идея постройки титанового байка у меня витала с 2006 г.
В конце июня 2007 я заказал раму в фирме ЮСВ (она же TiTerra, официальный сайт rockring.ru). Титерра работала по классической схеме. Сначала в течении 2-х недель велась активная переписка с Виктором Чугуриным, руководителем фирмы. Обсуждалась геометрия, особенности заказа. Изначально мне с моим ростом 190 см. предлагали огромную 23-дюймовую раму, от которой я благополучно отказался. Заодно Виктор довёл до меня мысль, что рамы TiTerra отличаются непревзойдённым качеством и удивительно низкой ценой. По его словам эти же рамы за рубеж отправляются по совсем другим ценам.

Пришлось перерыть множество каталогов велоспедов, изучить вопросы ростовки и геометрии, и выдвигать свои требования. Поскольку у меня имелась не очень удачно подходящая моему тандему жёсткая титановая вилка, я хотел попробовать собрать велосипед с расчётом её установки и возможностью замены на какую-нибудь короткоходную амортизационную. Кроме того, я хотел получить раму с немного укороченными, по сравнению со стандартной геометрией Ti-M19, перьями. Так же, поскольку я предполагал использовать дисковые гидравлические тормоза, я хотел получить раму без креплений под ободные тормоза, но с крепежами под багажник. Виктор Чугурин мне клятвенно обещал чёткое исполнение условий заказа, безоговорочное соблюдение сроков и полный возврат предоплаты в случае задержек исполнения заказа. Срок заказа, выставленный самим Виктором был 4, максимум 6 недель с момента внесения предоплаты.

Муки

Не смотря на обещания Виктора и помня историю с тандемом, все обещания я мысленно делил пополам, а сроки увеличивал как минимум вдвое. 27 июня 2007 г. я произвёл предоплату (50%). Предоплата пошла на личный счёт Чугурина, в обход налоговой и на страх и риск клиента. Как всегда, никаких договоров не составлялось. Через месяц после предоплаты я попытался связаться с Виктором, но на мои письма он не отвечал. Пару недель я ему писал, потом пробовал звонить.

Один раз даже дозвонился. Виктор не без труда вспомнил про мой заказ и сообщил, что он в активной фазе, в ближайшие дни я смогу получить заказанную раму. После этого Виктор перестал отвечать на телефонные звонки. Несмотря на то, что предполагал большие трудности при работе с Рокрингом и Виктором Чугуриным, к такому повороту событий я не был морально готов. Сроки изготовления прошли, а я даже не мог связаться с представителями фирмы. Давно известный факт, что откровенно Титерра не кидает, но душу выматывать умеет.

На стадии оформления заказа мне Виктор присылал телефон цеха, изготавливающего рамы. Пришлось мне попытаться туда дозвонится. Не сразу я понял, почему мне это не удаётся, оказалось, Чугурин мне дал телефон со старым кодом Нижнего Новгорода и пропущённой цифрой в номере. К счастью, я смог найти телефон цеха на сайте Рокринга, узнать новый код Нижнего и таки дозвониться. Там мне сообщили, что целесообразнее общаться со Станиславом, вторым человеком в Титерре.

На этом начался очередной этап эпопеи. Через некоторое время я смог связаться со Станиславом. Информация о том что мне давным давно должны были изготовить раму была для него новостью. По его словам он даже не был в курсе моего заказа!

Муки, этап №2

Пришлось заново оговаривать геометрию и особенности рамы. Мне приходилось почти ежедневно звонить Станиславу и напоминать о давно прошедших сроках. Сначала мне Станислав говорил, что уже сварен задний треугольник рамы, потом, запутавшись, говорил что сварен передний и скоро будут варить задний, так или иначе, потихоньку дело продвигалось. Особо я оговаривал необходимость комплектования рамы гарантийным талоном, документом, подтверждающим оплату рамы и наличия серийного номера на раме. Станислав без малейший сомнений мне всё это обещал, и говорил что на все рамы проставляются заводские серийные номера.

Готовая рама

В конце концов в конце сентября, спустя 3 месяца после внесения предоплаты я получил раму на складе одной транспортной фирмы в Москве. Упаковка рамы поддерживала репутацию фирмы - рама была просто замотана в обрывок картона и заклеена скотчем.

Распаковывал я с моральной поддержкой бомжей на конечной автобусов, за что им достался бонус в виде большого куска картона. Смешно было даже предположить, что рама могла иметь упаковочную распорку между перьями, как это бывает при покупке фирменных рам. Конечно, её не было. Была только голая рама, без наклеек и эмблем, без каких-либо фирменных крепёжных болтиков, зажимов подседельника или других маленьких приятных бонусов. А как же гарантийный талон, бумажки об оплате и серийный номер на раме??? Их не было, за исключеним номера. Бомжи смотрели на меня как на психа, когда я гоготал глядя на раму. Как и положено, на кареточном узле был номер... НАЦАРАПАННЫЙ от руки чем-то твёрдым!!! Станислав на мои резонные вопросы про обещанные бумаги, сообщил, что он случайно ЗАБЫЛ их приложить к раме, и обязательно вышлет мне их по почте.

Дома я не мог нарадоваться, наконец-то завершение эпопеи! Геометрия вроде соответствавала моим требованиям, все особенности изготовления были соблюдены. Как же мне хотелось собрать новый байк сразу! Но на следующий день я собирался ехать с Валентином Гвоздевым в традиционный осенний двухдневный поход. Разум востержествовал, и я не стал всю ночь на пролёт собирать байк, а собрал вещи и на утро с многочисленной толпой поехал с Валентином по Мещёрским просторам. Это был первый поход, который я не смог завершить. Почуствовав измену, мой DiamondBack взбунтовался и, недотянув несколько десятков километров до ночёвки и круглой цифры на одометре в 10000 км., категорически сломался. Еле заметная ветка заклинила цепь, котора по инерции с переключателем совершла свои последние движения. Петух, как ему и положено в таких ситуация сломался, но переключатель не спас. Переклюк порвался на Британский флаг. С учётом, что это произошло недалеко от ж/д станции я принял не простое решение и сошёл с дистанции.

Засада

Весь следующий день я разбирал Diamondback и собирал новый титановый велик. Не просто установилась рулевая колонка, зато приятно и легко установилась каретка. Но самая злобная засада меня ждала когда я дошёл до финального этапа - установки колёс. Заднее колесо с пухлой резиной Schwalbe Big Apple 2.35 никак не лезла между перьями заднего треугольника. Более того, пухлый круглый слик практически упирался в мостик у кареточного узла, задевая его усиками отливки. А уж об установки мною горячо любимого дополнительного крыла от каретки до верхних перьев можно было забыть. Сказать, что я был расстроен, это всё равно что ничего не сказать. Я просто был в шоке и не знал что же теперь делать. Ради эксперимента я поставил более узкую резину Maxxis Advantage 2.1. Но и эта резина вставала впритык. Зазор до нижних перьев был около 2 мм. с каждой стороны! Тем не менее, несколько выездов я смог совершить, несмотря на то, что при увеличенных нагрузках резина начинала тереть по перьям.

Первые пробы

Первые ощущения от езды на титановом региде были двояки. Во-первых, не привычно жёстко! А во-вторых, не привычно мягко!!! Жёстко спрыгивать с бортиков, жёстко при прохождении крупных колдобин, при переезде через поваленные деревья. Но в то же время, мягко. Мягко попе, перестал ощущаться щебёнчатый асфальт, тряский грейдер вроде как стал дальше от меня. Разница как при переходе из шумного плацкарта в купе. Взвешивая недостатки и преимущества, я всё же склонялся к мнению, что новые ощущения от езды мне нравятся. Тем более, что не было раскачки педального узла - того, чего я больше всего боялся в титановой раме. Торсионка рамы заслуживает всяческой похвалы. Возможно, она не удовлетворит требовательных гонцов, но меня как туриста-покатушечника она вполне удовлетворяла, без всяких оговорок.

Как ни печально, рама мне всё же не подходила из-за невозможности её эксплуатации с нормальной резиной. Кататься исключительно на узкой резине в мои планы не входило. Я снова позвонил Саниславу и обрисовал сложивнуюся ситуацию.

В то же время, я решил заняться тандемом. Изначально для меня было загадкой, почему Рокринговцы, поставили пилоту шлицевую каретку и короткие шатуны, а стокеру каретку на квадрат и длинные шатуны. С учётом, что обе каретки имели достаточно длинный вал, я решил поменять их местами вместе с шатунами. Как выяснилось, поставить каретку на квадрат назад стокеру просто не возможно. Из-за криво нарезанной резьбы каретки даже не возможно было установить съёмник каретки, вместо того чтобы направляющим шипом попадать в отверстие в оси, он упирался в саму ось.

Попытка два

Я решил отправить на доработку обе рамы. Как раз 10 октября Станислав должен был быть в Москве. Этим я и воспользовался, передал ему обе рамы, заодно познакомился. Поговорили о ТиТерре. Выяснилось, что гарантийные бумажки мне никто и не собирался давать, заодно, может и по ошибке, Станислав обмолвился, что у них были летом проблемы с производством, и до середины лета не было нужных труб. Т.е. тогда, когда мне Виктор Чугурин клялся, божился, что сроки изготовления будут соблюдены, на производстве даже не было материала!

Как мне Станислав обещал произвести гарантийный ремонт моих рам в течение недели, так я и получил их ровно через месяц. На этот раз я получал в другой транспортной фирме, особенно порадовала отметка в транспортной накладной "повреждённая упаковка". Она была не повреждённа, а такая же как всегда - рамы завёрнуты в куски картона и обмотаны скотчем.

Снова готова!

Что же сделали мне спецы из ТиТерры, с заднем тругольником? А сделали довольно забавно. В месте сужения нижних перьев их частично срезали, срезали мостик и вварили толстую изогнутую титановую пластину, убив таки образом целое стадо зайцев. По-первых зазор между перьями стал такой, что резина 2.35 влезает легко, наверное и 2.5 влезет без проблем. Во-вторых мостик стал плоской вертикально расположенной железкой, существенно увеличился зазор между мостиком и колесом, появилась возможность установки дополнительного крыла. Кроме того, жёсткая пластина не позволяет скручиваться кареточному узлу. Таким образом и зазоры увеличились даже с запасом и торсионная жёсткость не пострадала.

07/11/2007 я заново собрал байк. Время покажет, как он себя поведёт. Но по прошествии двух месяцев он меня полностью удовлетворяет. В связи с переходом на регид мой стиль езды не изменился, я по-прежнему люблю грунты. Вот только пересаживаться на алюминий мне совершенно не хочется.

Что же касается тандема, то после переделки ситуация с задней кареткой не улучшилась, а ещё ухудшилась. Т.е. после переделки резьба каретки стала ещё более кривой! На мой вопрос Станиславу "как, КАК они такое могут делать?" он спокойно ответил, ну мол, извиняйте, ошибочка вышла. Мол, нарезаем резьбу на токарном станке, на который водружаем раму и удерживаем её за каретку с помощью специальной приспособы, видать настройки сбились. Мне то как клиенту какое дело до того как фирма делает тут или иную операцию? Мне важен результат. А результатом является брак производства, который никак не контролируется на самом производстве. Позже мне пришлось снова отправлять раму на ремонт, Станислав обещал на этот раз исполнить всё более чем оперативно. Реально срок ремонта был более месяца.

Про раму

Немного о самой раме. Только сам производитель может точно сказать, где и какие трубы использовались с какой толщиной стенок и из какого титанового сплава. Так или иначе, рама Ti-M19 имеет оптимальный баланс между жёсткостью и комфортностью. По моим ощущениям езда на ней гораздо приятнее, чем на алюминиевых хардтейлах. Мелкие неровности дороги замечательно поглощаются рамой, сильные удары от крупных неровностей сглаживаются и ощущаются более упруго. Возможно, из-за жёсткой вилки, байк собранный на этой раме отлично ускоряется. Это то, чего я и добавался. Лёгкий, динамичный, комфортный и неприхотливый универсальный байк для города, покатушек и дальнего туризма.

Качество изготовления рамы не вызывает претензий, всё сварено крайне аккуратно, даже в самых непростых местах можно увидеть равномерные чешуйки сварного шва.

Упоры под тросы выполнены в классическом Титерровском стиле, из небольших фрезированных трубочек. Выглядит посредственно, но свои функции выполняет с небольшой оговоркой. Некоторые колпачки рубашек тросов могут не влезть в предназначенные для них отверстия упоров на раме или, как в моём случае, устанавливаться очень туго. Крепежи под гидролинию выполнены из гнутых проволочек и выглядят крайне убого, свою функию они не выполняют. Гидролинию приходится крепить пластиковыми хомутами или упаковочными стяжками. Из-за особенностей конструкции заднего треугольника, верхние крепежи под багажник распологаются на одиночной трубе, на которую приходят верхние перья. Не самое лучшее решение для туризма, но тут особо ничего другого и не придумаешь.

Дропауты выполнены из фрезерованных пластин, слева - заодно с креплением дискового тормоза, а справа - заодно с несъёмным петухом. Нижние крепежи багажника выполнены в виде отдельных элементов, навариваемых по необходимости. На моей раме я просил приварить по 2 пары таких крепежей, мало ли, резьба сорвётся или болт сломается, лишним крепёж не будет.

К счастью, ТиТерра ушла от практики делать подседельные трубы с малораспространёнными размерами, у меня она рассчитана по стандартные 27.2 мм.

Рама рассчитана на стандартую каретку шириной 68 мм., а нижние перья хоть и не имеют обычной для алюминия вмятины в райне большой звезды, тем не менее позволяют устанавливать каретки с самыми короткими валами длиной 110 мм.

Вывод

Итак, каков же вывод? Могу ли я рекомендовать приобретение такой же рамы? Однозначно НЕТ. Или, точнее, я могу порекомендовать приобретение такой рамы с рук, но личное общение с ТиТеррой выдержит не каждый. Мой случай, когда я получил раму за 3,5 месяца исключение, но не в том смысле что мне делали неожиданно долго, наоборот. Я общался с людьми которые ждали заказа и по полгода и больше. Попробуйте ввести в любом поисковике "TiTerra" и вы увидите что моя история не одиночна, я даже встречал на российских форумах сообщения от иностранных клиентов ТиТерры, говорящих что сроки не соблюдаются, они не могут связатся с ТиТеррой и получить полностью оплаченные компоненты. Бывают редкие случаи, когда у клиентов общение с ТиТеррой не вызывает проблем, но это редчайшие, исключительные случаи.

Первой части текста могло бы и не быть. Стоило только Виктору Чугурину мне честно сказать, что у них проблемы на производстве и срок исполнения будет ровно 3 (4, 5, 6) месяцев. Если бы после этого я получил раму точно в оговореный срок, для меня это не составило бы проблемы. Чего бы мне ещё хотелось от ТиТерры? Помечтаю. Я бы хотел составления договора, даже если это будет типовой договор, в котором указаны цены, сроки, условия и ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Я бы хотел получать документы об оплате, гарантийный талон и номер на каретке, произведённый промышленным способом. Вовсе не из-за недоверия к ТиТерре. Мало ли в жизни бывает? Может я захочу продать раму или, не дай Бог, у меня её украдут. А у меня на неё никаких документов.

И последнее, я бы хотел чтобы тогда, когда ТиТерровцы что-то напортачат со сроками, либо ошибутся в расчётах или допустят производственный брак, не я неделями пытался связатся с ними, а они, звонили мне или писали по почте, вежливо извинялись, и присылали небольшой бонус, титановые болтики, зажимчики, или что-то в этом роде. Это не составит значительных дополнительных расходов фирме, зато здорово поддержит репутацию. А репутацию фирмы надо поддерживать. А пока, хоть и рама неплоха, ТИТЕРРЕ НЕЗАЧЁТ!!!


23/01/2008
Байк на раме TiTerra Ti-M19 | Обзор и история приобретения рамы TiTerra Ti-M19
Фотогалерея TiTerra Ti-M19