ТТХ | История создания | Отзывы по TiTerra | FAQ (ЧаВО)
20 фактов о тандемах | Продажа тандемов | Ссылки

Тандем / FAQ (ЧаВО)




Q: Можно ли одному из тандемистов не крутить педали?
A: В большинстве случаев - нет. Обычно на тандеме передние и задние педали вращаются синхронно с одинаковой скоростью. Поэтому оба тандемиста должны вращать педали. Другое дело, то, что один из тандемистов может прикладывать меньшие усилия, а другой бОльшие. Сколько мне известно, существуют специальные каретки, позволяющие одному из тандемистов не вращать педали, но они дорого стоят и очень редки. Кроме того, при использовании таких кареток одни педали будут постоянно смещены по отношению к другим, т.е. рассинхронизированы. Это чревато усилением раскачки тандема.

Q: Тандем едет быстрее или медленее обычного байка?
A: Ни то, ни другое. У тандема, по определению, лучше аэродинамика - стокер постоянно едет в воздушном коридоре пилота. А скорость получается примерно по такой формуле: ([Обычная скорость пилота] + [обычная скорость стокера]) / 2 + [выигрыш в скорости за счёт улучшения аэродинамики]. Т.е., например, пилот держит на обычном байке среднюю 25, стокер - 15, за счёт аэродинамики получаем добавочые 2 км/ч, скорость тандема получается (25+15)/2+2=22 км/ч. Конечно, это грубая формула, но суть примерно отражает: силы пилота и стокера перераспределяются, сильный помогает слабому. Если силы равные - тандем едет несколько быстрее, чем обычный байк.
При движении под горку тандем разгоняется аки реактивный поезд.

Q: Можно ли одному ездить на тандеме?
A: Можно, на месте пилота. На моём тандеме при этом будет неудобно переключать передачи (манетки стоят на заднем руле), в остальном - никаких проблем. Есть правда извращённые варианты тандемов, где рулём управляет сидящий сзади с помощь тросовых тяг, но это частный случай, там тоже можно ехать одному, соответственно сзади.

Q: Как у тандема с управляемостью?
A: Если кратко - плохо. А если поподробнее, то можно выделть несколько составляющих, ухудшающих управляемость:
  • изгибы длинной рамы, вилки, на которую приходятся нагрузки больше обычных, колёс.
  • большая база, соответственно, бОльший радиус поворота
  • пилоту приходиться управлять велосипедом, у которого сзади расположена большая масса с высоким центром тяжести
Особенно важен последний пункт. Все знают как управляется байк с очень тяжелым рюкзаком-штанами, но штаны крепко висят на багажнике и их центр тяжести ниже седла. На тандеме центр тяжести стокера выше седла, и он может дополнительно ухудшать управляемость неожиданно перенося свой центр тяжести. Чем больше разница веса пилота и стокера, тем проще управлять пилоту. У меня, как пилота, разница со стокером - почти в два раза. Я без особых проблем управляю тандемом, но нагрузка на руки и руль значительно выше, чем обычно. Поэтому на тандем передний руль желательно ставить пошире, а стокера выбирать полегче :-)

Q: Можно ли на тандеме ездить по грунтам?
A: Можно, хотя, конечно, проходимость у тандема меньше, чем у обычного байка. Во-первых, больше давление на грунт (больше масса), во-вторых, хуже управляемость. Кроме того тандем, имея большую длину, легче цепляется за всякие выступы, кочки, брёвна. Цепляется обычно передними педалями.

Q: Как перевозить тандем в общественном транспорте?
A: В метро с тандемом пустить не должны, только если его разобрать, сняв колёса и свернув рули. То же и с автобусом, хотя автобусы бывают разные, может и получится влезть. В электричке тандем провозится легко и непринуждённо. Способы описаны в общем FAQ'е.


ТТХ | История создания | Отзывы по TiTerra | FAQ (ЧаВО)
20 фактов о тандемах | Продажа тандемов | Ссылки