ТТХ | История создания | Обзор рамы TiTerra tc-ta | FAQ (ЧаВО)
20 фактов о тандемах | Продажа тандемов | Ссылки
С изменениями и дополнениями от апреля 2008 г.

Тандем / Обзор рамы TiTerra tc-ta

Титановая MTB-рама для тандема. Материал – титановые сплавы. Заявленный вес 3.33 кг. Измеренный вес 4.1 кг. Индивидуальная геометрия, пожизненная гарантия
[Cайта производителя]

Та рама, что я получил, имела, судя по всему, не индивидуальную геометрию, а стандартную. Пожизненная гарантия на раму - только на словах. RockRing к раме не прикладывает никаких документов, ни паспорта, ни кассового чека. Индивидуального заводского номера на раме нет. Мои попытки в течение одного года выбить хоть какой-то документ после оплаты и доставки, так и не увенчались успехом - по телефону очень любезно обещают привезти всё буквально на следующей неделе. Реально ничего не происходит. На почту отвечать перестали.


Рамы TiTerra tc-ta. Сверху моя рама, внизу - с сайта TiTerra и RockRing'а.
Геометрию рамы, вроде как, должны были посчитать сами специалисты из TiTerra. От меня только потребовали рост и вес пилота и стокера. Зачем-то на раму и вилку приварили упоры для v-brake'ов, хотя я самого начала сообщал, что буду ставить только дисковые тормоза.

Кстати, рама имеет совершенно другую геометрию, чем та, что изображена на сайте производителя и диллера. Не скажу, что та геометрия, что у меня, хуже, она просто другая (см. картинки справа).

В результате всех моих мытарств, я получил раму 19/15". Сомнения о 15" сзади я высказывал ещё на стадии заказа, но спецы из RockRinga меня уговорили на 15, сказав что это именно то, что надо стокеру при его росте. На самом деле 15 оказалось мало. Пилоту сидеть более-менее комфортно, немного раздражает необходимость использования длинного выноса руля. У стокера место в обрез - не слишком длинный вынос размещает прямой руль и, соответственно, руки сткера на уровне спины пилота. От спины пилота до лица стокера места довольно мало, что ограничивает обзор стокеру и не позволяет пилоту использовать не только полноразмерные заплечные рюкзаки, но и даже микроскопические рюкзаки под водопаки. Представители TiTerr'ы на все мои недовольства прочитали мне лекцию о том, что ростовка к длине не имеет никакого отношения, а длина рамы тандема и так, по определению, очень велика. Поэтому были сэкономлены все возможные сантиметры.

С другой стороны, чем короче рама, тем лучше управляемость байка. Ещё один важный момент - габариты. У моего тандема общая длина получилась 240 см. При такой длине тандем в упор влезает в место для багажа в подмосковных электричках с вагонами ЭР-2 при повёрнутом на 90° рулём. В случае, если такое место занято или попался вагон типа ЭД, тандем легко подвешивается за заднее седло на багажную полку, опять же в упор. Если вы не знакомы с таким методом перевозки байка, объясняю подробно: байк переворачивается задним колесом кверху, рулём и седлом к окну, под 90° к оси вагона. Подвешивается за носок седла на багажную полку. При этом руль упирается в окно или чуть ниже. Всякие фары и прочие выступающиевелокомпьютеры лучше снять. Чем больше велосипедов так висят и чем плотнее они висят, тем устойчивее вся конструкция. В одно стандартное место (между 2 лавками) вмещается 5-7 байков. При подвешивании тандема за седло на полку остаётся всего несколько сантиметров сверху от заднего колеса до потолка, что вполне достаточно, чтобы повесить и снять тандем. Снизу до пола остаётся тоже немного места. Таким образом, для комфортной перевозки в электричке габариты тандема 2.40 - почти максимум.

Прочнось рамы на скручивание довольно невысока. Рама тандема сама по себе длинная, да ёще и титан довольно упругий материал. Между нижними перьями заднего треугольника и кареточным узлом сделана вставка из 2-х пластин титана толщиной 6 мм, при этом пластины расположены вертикально, т.е. они имеют повышенную жёсткость по вертикали и сниженную по горизонтали. Зачем это сделано - не знаю, возможно для того, чтобы влезала более широкая резина. Обычно же делают наоборот - горизонтальная пластина титана используется в софт-тейлах. За счёт гибкости титановой пластины там достигается некоторая амортизация заднего колеса. А тут всё наоборот - задний треугольник жёстче передаёт все удары на раму и имеет ухудшенную торсионную жёсткость. При езде с низким каденсом (70-75) рама ведёт себя нормально. При увеличении каденса до 80-90, раму начинает активно скручивать и колбасить. При каденсе выше 90 у стокера слетают ноги с топталок :-)

Невысокая торсионная жестоксть рамы позволяет использовать забавный приём при прохождении чередующихся мелких поворотов (например при объезде луж). Словами описать все действия сложно, это можно только прочуствовать, но судя по всему происходит следующее. При резком повороте раму сручивает, и при вхождении в следующий поворот обратного направления рама распрямляется как пружина и тандем сам влетает в поворот.

Рама имеет упоры для тросов по верхней трубе. Упоры расчитаны на 3 троса и гидролинию. Упоры тросов имеют довольно острые края, которые замечательно рвут одежду и плоть. По сообщениям представитилей TiTerr'ы, на новых рамах эту проблему они учли и края упоров теперь шлифуют.

Единственное к чему нет претензий по раме, так это к качеству сварки. Все сварные швы выполнены качественно и аккуратно, выглядят ровно и монолитно.

Диаметр труб рамы: нижняя 38, средняя - 35, верхняя - 35, передняя подседельная - 35, задняя подседельная - 32, верхнее перо - 19, нижнее перо - 22, толщина петухов - 6 мм. Все три основные трубы рамы приходят на рулевую колонку и усилены 2-мм косынкой, которая приварена к лобовику, к верхней и нижней трубам. Петухи не имеют углублений под гайки, в результате при ослаблении эксцентрика колеса есть некислый шанс потерять колесо и навернуться.

06/2006+05/2007+04/2008

Цены на компоненты TiTerra

Ни на сайте Titerra, ни на сайте RockRing цены не указаны, единственный способ точно узнать цены - позвонить им или узнать по e-mail.

Ориентировочные цены на 2007 г. примерно такие:
• рама MTB соло - ~17000 руб.
• кросс-кантриная вилка - 6700 руб.
• подседельный штырь - 1700 руб.
• багажник - 2700 руб.
• скидка при покупке фремсета - 5%
ТТХ | История создания | Обзор рамы TiTerra tc-ta | FAQ (ЧаВО)
20 фактов о тандемах | Продажа тандемов | Ссылки