ТТХ | История создания | Обзор рамы TiTerra tc-ta | FAQ (ЧаВО)
20 фактов о тандемах | Продажа тандемов | Ссылки
С изменениями и дополнениями от января 2009 г.

Тандем / История создания



2005 год
      Идея создания тандема появилась у меня в 2005 году. После этого я долго искал готовые тандемы, но, оказалось, что они все либо слишком простые, либо слишком дорогие. К тому же в России тандемы практически не продаются*.

19/03/2006
      В начале 2006 года жена очередной раз предложила подумать над созданием тандема. Я решил, что оптимальным вариантом по соотношению цена/качество будет создание тандема на основе кастомной титановой рамы. Этот вариант оказался, конечно, недёшев.
      Я написал письма в разные фирмы, изготавливающие рамы на заказ. Наиболее убедительный ответ я получил от RockRing'a - конторы, которая является официальным дилером фирмы TiTerra в России. Более того, RockRing предложили мне собрать готовый тандем "под ключ" на компонентах уровня Deore на относительно выгодных условиях и в более-менее приемлимые сроки (до двух месяцев).

24/03/2006
      24 марта я внес предоплату (довольно грабительскую - 50% от стоимости) и стал ждать писем от RockRing'а. Предоплату пришлось вносить через Сбербанк с кошмарной комиссией 3% (тогда RockRing работал только с таким вариантом оплаты, сейчас предлагают платить на личный счёт Виктора Чугурина).

Июнь 2006 г.
      Однако, когда срок изготовления прошёл - никаких писем я не получил. Пришлось мне напоминать, что сроки прошли. Пошёл длительный процесс переписки с Витором Чугуриным. На каждое моё письмо отвечали, не сильно торопясь, в течении недели. Я пишу - через неделю ответ, у меня появляются дополнительные вопросы - ответ снова через неделю. Так я переписывался почти 2 месяца. Самое интересное, что по словам Виктора, тандем уже вроде был готов, только его "испытывали". В ходе "испытаний" оказалось, что дисковая гидравлика для тандема не подходит :-)
      Могу с уверенностью сказать, никто тандем не испытывал, возможно, просто когда сроки прошли, а тандем так и не был готов, ребятам из RockRing'a было неохота возиться с дискарями, а может у них просто не было тормозов в наличии. Поэтому мне предложили v-brake'и "такого же уровня". Естественно, я отказался. В конце концов, мне надоела эта канитель с перепиской, тем более, что на мои письма и ответы перестали приходить. Купил я Мегафоновский контракт и позвонил в Нижний Новгород в Виктору Чугурину. Оказалось, тандем могут привезти хоть завтра (20/07/2006), только вот тандемную систему (левостороннюю) им достать не удалось, а в остальном тандем полностью готов. В подтверждение Виктор прислал мне фото "моего" тандема. Правда тут он слукавил - по EXIF-данным фотография была сделана 15/04/2006. Почему я так уверен что на фото не мой тандем? Найдите 10 отличий между фото RockRinga и моей фотографией, которую я сделал сразу после получения тандема: [Фото от RockRing'а] [Фото после получения]. Чтобы не утруждать читателя, приведу первые, бросающиеся в глаза, несоответствия:
• Разные системы (и передние и задние). На моём тандеме задняя система был ещё в заводской упаковке, её не использовали.
• Наклейка на раме - у меня её не было. Вряд ли её специально отрывали перед продажей мне.
• Разные подседельные хомуты.
• Задний подседельник не был установлен и на нём ещё не было царапин, неизбежно появляющихся на титане при установке.
Да что искать отличия? И так можно с полной уверенностью сказать: RockRing - это контора, которая без малейших колебаний "слегка обманывает" клиента, а попросту - вешает лапшу на уши. Несмотря на это, заказы в конце концов всё же выполняют и варят рамы весьма качественно.

20/07/2006
      На следующий день после моего телефонного звонка мне доставили "это".
Фотографии "готового" тандема
[Фото 1 - вид сзади]
[Фото 2 - вид спереди]
[Фото 3 - вид сбоку]
[Фото "моего" тандема от RockRing'а]
Как Вы помните, от тормозов - v-brake'ов я отказался, поэтому колёса мне тоже не привезли, мотивируя тем, что неизвестно какие втулки ставить - дисковые или нет. Кроме того, собирая тандем, совсем забыли про сёдла. С другой стороны, теперь я мог и сёдла выбрать "по вкусу" и собрать колёса поприличнее - на нормальных втулках на промах с ободами под диски. Итак, я получил "полность готовый" тандем без сёдел, без тормозов и без колёс. Не зря специалисты из RockRing'а трудились аж четыре месяца.

21/07/2006
      На следующий день после работы мы с Анютой понеслись по веломагазинам. Купили тормоза - Hayes Nine с 8" ротором, купили сёдла. Всё это в тот же вечер я поставил на раму.

22/07/2006
      Оставались колёса, которые на следующий день купили в Сокольниках. Заодно купили велокомпьютер, длинную гидролинию, тросы переключателей и оболочки тросов. Итак, в субботу 22 июля, у меня были все компоненты, которые в течении полудня были собраны и настроены. Надо заметить, что спецы из RockRing'а ухитрились слишком коротко обрезать оболочки тросов переключения и они были в натяг в районе заднего руля (и это при самом низком положении руля!), заодно и тросы оказались короткими. Зато заднюю цепь не только не укоротили, но и даже забыли склепать. Но всё это для меня это не проблема - тросы поменял на тефлоновые, поставил более длинные рубашки тросов, цепь укоротил и склепал.

22/07/2006 - первый выезд
      22 июля 2006 мы с Анютой совершили первый пробный выезд. Ощущения смешанные. Во первых, я привык что на руле у меня много приборов - компьютер, GPS, в конце концов, манетки переключатлей и ручки тормозов. Тут на руле у меня почти ничего нет - гидролинию заднего тормоза я ещё не удлинил и на переднем руле одиноко и сиротливо стоит ручка переднего тормоза.
      Второе ощущение - габариты. Я привык к резким поворотам и чутким реакциям короткой рамы. Тут же при габаритах почти в два с половиной метра поворот происходит очень своеобразно. Усилия на руле высоки, точка разворота находиться далеко за спиной. Надо привыкать.
      Третее, прикольное ощущение - коробка-автомат. Манетки преключения находяться на заднем руле. Поэтому спереди переключения передач ощущаются в виде легких щелчков где-то сзади.
      У Анюты, по её словам тоже много новых ощущений. Во-первых - не видно дороги. Моя широкая спина загораживает ей почти весь обзор вперёд. Да ещё и спина довольно близко находится. Наверное прикольное ощущение - невозможность контролировать байк - руль не крутится! Кроме того, Анюте приходиться подстраиваться под мой ритм педалирования. Я спереди вижу повороты и ямы и прекращаю вращение - ей приходиться тоже останавливаться. Когда я начинаю вращение - ей приходиться подхватывать.
      Итак, пока, после первого пробного 15-километрового выезда, ощущения смешанные - есть и небольшое разочарование и, одновременно, восторг от новых ощущений. Самое главное - теперь я не боюсь за Анюту, теперь она никуда не отстаёт. Теперь когда она устаёт, я могу помочь.
      Кстати, восторг наш аппарат вызывает не только у нас - когда мы совершали пробный выезд, практически все встречные как минимум просто замирали и оглядывались нам вслед. Большинство же народа не скрывало восторг - такое не каждый день увидишь на улице.

07/06/2007

Ещё пару слов о TiTerr'e и RockRing'е


      Меня сильно удивил стиль работы ТиТерры. На стадии заказа, до внесения предоплаты, на почту отвечают относительно быстро, обещают много, но отвечают не на все вопросы. После внесения предоплаты создаётся ощущение, что фирма перестала существовать. На письма ответы могут не приходить неделями, даже когда все оговоренные сроки прошли. Потом всё же выясняется, что заказ готов и его готовы прислать хоть сейчас. Частенько, после этого проходят ещё недели. В результате заказ всё же выполняется, но сроки крайне редко совпадают с заявленными. В то же время качество подукции на очень высоком уровне с небольшой оговоркой. Зачастую не уделяется должного внимания мелочам. Могут отсутствовать мелкие опции, чётко оговоренные на стадии заказа (руль не той длины, остутствие крепежей для багажника или, наоборот, наличие крепежей для ненужных v-brake'ов). Никаких финансовых документов не дают. Я пока не смог найти информацию о том, что кто-то получил вместе с заказанными компонентами гарантийный талон, но свои гарантийные обязательства фирма выполняет чётко, но неспешно. Не могу сказать за всех, кто заказывал в TiTerre рамы, но у моей рамы нет заводского номера.
      Ко всем этим особенностям надо быть готовыми заранее. Если Вы что-то хотите от TiTerr'ы - надо всё чётко оговаривать на стадии оформления заказа, но никак не после. Правда и тут не будет гарантии, что всё будет так, как вы хотите. На стадии попыток выбить полученный заказ - проще звонить по телефону в Нижний Новгород (скорее всего, Виктору Чугурину). Телефон лучше узнать по почте заранее. В конце концов, рано или поздно, вы станете обладателем замечательных компонентов из мифического титана.
      Кстати, TiTerra и RockRing - это одно и то же, первое это бренд ООО "ЮСВ", второе - магазин.
      После небольшого изучения рунета я был удивлён. Оказывается это не я такой капризный, и не у одного меня были проблемы с общением с TiTerr'ой. Вот некоторые ссылки:
• veloroad.spb.ru :: Форум - Титановые рамы - мифы и реальность [ссылка]
• OnTheRoad - Магаданский кросс-кантри клуб "Перевал" Охота И Добыча / Отзывы Пробовавших [ссылка]


24/07/2006

Трудности


      Уже на момент идеи создании тандема возникло сразу много вопросов. Например, самый простой - где достать раму. Тут всё было практически без вариантов - титан отечественного производства. Остальные проблемы были более конкретны.
      Во-первых, надо было продумать способ передачи вращения с передних шатунов на задние. Тут варианта два - либо специальная система для тандемов (и спереди и сзади ставиться левосторонняя система с одной звездой), либо - использование малой звезды задней системы (т.е. передняя цепь идёт справа, при этом спереди стоит система с одной звездой, сзади - обычная, на которой малая звезда используется для передачи вращения спереди, а остальные две - для переключения передач). Пока что у меня используется второй вариант.
      Вторая, небольшая проблема - необходимость натяжения передней цепи. Решается либо роликом, натягивающим цепь, либо в случае нормальной рамы делается так. Передний кареточный узел предусматривает натяжение цепи вращением эксцентрика, в котором установлена каретка. На раме, которую я заказал было именно так - регулировка перемещением каретки (см. фото).
      Третяя проблема, которая и не сразу пришла на ум. Тандем получается аппаратом довольно длинным а стандартной длины тросов и гидролиний не хватает. Переключение я поставил на задний руль, чтобы стокеру было не скучно. А тормоза я ставил вперёд, поэтому помучался, побегал по Москве в поисках гидролинии в бухтах (нашёл в Сокольниках) и штуцеров на гидролинию (нашёл тоже в Сокольниках).
      Ну и последняя проблема, с которой пока пришлось столкнуться - велокомпьютер. Хотелось комп поставить стокеру, чтобы не скучно было. Оказалось, все компьютеры рассчитаны на установку датчика на переднее колесо, а удлинять провод не хотелось. Единственным выходом оказалось приобретение компа с функцией измерения каденса, а точнее CatEye Astrale 8 - у него датчик вращения колеса висит на том же проводе что и датчик каденса, поэтому с заднего руля всё совершенно замечательно дотягивается до заднего колеса и шатуна.

      Что же касается собственно езды на тандеме - тут всё просто. Пилот обязан привыкуть к габаритам, предупреждать о ямах, плавно начинать вращение педалей и так же плавно останавливать вращение. Желательно и при торможении предупреждать стокера, мощности гидравлики с 8-ми дюймовыми дисками хватает для весьма уверенного замедления, стокер может от неожиданности и улететь на спину пилота. Стокер обязан отвыкнуть раскачиваться при педалировании, следить за выбором оптимальной передачи, сообщать пилоту интересные новости, отображаемые велокомпом, вовремя подхватывать вращение педалей и вовремя его останавливать.

28/07/2006


      В настоящее время осталось несколько нерешённых проблем. Во-первых есть небольшая проблема с тормозами - при лёгком, плавном торможении они воют и вибрируют, причём довольно мерзко. Пробовал поиграться с "левыми" колодками, в надежде что может быть будет получше, не помогло. Пока вижу два выхода - или уменьшать размер дисков (не хотелось бы) или ставить другие тормоза.
      Вторая проблема - с жёсткой вилкой у пилота всё же устают руки. Титановая вилка легка, но торсионка слаба для тандема. Кроме того, есть проблема с тем, что я цепляю передней системой всё, что выпирает на дороге. Думаю, надо ставить амортизационную вилку с ходом около 100 мм. или больше. Нос тандема задерётся, передняя система будет повыше, и руки будут меньше уставать.
В ноябре 2007 купил вилку Marzocchi Retro XC-500 с ходом 100 мм. Ноги - 32 мм. По идее должна быть нормальная торсионка, да и 100 мм. хода лишними не будут. Жёсткая вилка ушла на новый титановый соло-регид. Как я и полагал, с мягкой вилкой часть проблем ушла - меньше стали уставать руки, немного задрался нос. На самом деле нос задрался меньше, чем хотелось бы. Можно было ставить вилку с ходом 120 мм. Теперь езда на месте пилота ещё больше стала похожа на поездку в лимузине.
      Третяя, нерешённая, проблема заключается в том, что на тандеме довольно непросто заползать в горки. С учётом того, что у нас под переключение скоростей используются только 2 передние звезды на 32 и 42 зуба, низшей передачи 32*34 не хватает для комфортного заезда в крутые горки. Пока что вижу три варианта решения этой проблемы:
Первый вариант - надо ставить левостороннюю тандемную систему для передачи усилия от передней катерки к задней, при этом освободится третяя звезда задней каретки. Левосторонние тандемные системы можно встретить в буржуйских и-нет магазинах, однако дорого.
Второй вариант - вместо звёзд 32 и 42 искать что-то вроде 26-28 и 38-40. Этого может более менее хватить на все случаи жизни.
И последний вариант, по которому я пытаюсь сейчас пойти. Для передачи усилия на заднюю систему поверх внешней звезды ставится ещё одна, например, 32Т. Как оказалось, со многими шатунами этот вариант вполне возможен.
      upd. 01/2009. Весной 2008 я всё-таки пошёл по такому пути и собрал заднюю 4-х звёздочную систему. Донором послужили шатуны Alivio. Я удалил шпинёк, предотвращающий проваливание цепи за большую звезду, и используя специальные длинные бонки и самодельные проставочные шайбы (в том числе из 10-копеечных монет), установил 4-ю звезду 32T в пространстве между звездой 42T и шатуном. Также пришлось удалить зацепы для перекидывания цепи на допольнительной звезде 32T (упирались в шайбы). К сожалению, бонки оказались коротковаты и в данный момент 4-я звезда держится на честном слове, однако, весь сезон 2008 года мы с женой и ребёнком в детском кресле совершали небольшие выезды по округе.
      
      И четвёртая проблема была в чересчур близком расположнии стокера от спины пилота. В данный момент я сделал следующее: - седло пилота сдвинул вперёд (что не есть совсем верно) - седло стокера сдвинул до упора назад (тоже не ахти как верно) - руль стокера поднял до упора вверх - на руль стокера установлены рога, причём не как положено, по краям под 90° к рукам, а посередине руля, с поворотом в сторону рук. Теперь у стокера гораздо более вертикальная посадка, которую он может превратить в совсем вертикальную, взявшись за рога. При таком положении между нами легко размещается ребёнок, висящий в слинге на груди стокера.

02/07/2007 + 25/12/2007 + 26/01/2009

ТТХ | История создания | Обзор рамы TiTerra tc-ta | FAQ (ЧаВО)
20 фактов о тандемах | Продажа тандемов | Ссылки