ЧаВО (FAQ)




Q: Как поучаствовать в походе?
A: Оптимальный вариант - присоедениться к чьей-либо группе. Походы организовывают как велоклубы, так и отдельные любители. Вот некоторые полезные ссылки, которыми я сам пользуюсь регулярно:
  • Velozona.ru. Велозона - сайт московских байкеров со слабым модерированием. В последнее время форум в упадке.
  • Velomania.ru. Веломания - самый раскрученный в рунете велофорум. Такого количества флуда надо ещё поискать! Походы начинают обсуждаться задолго до их проведения, за это время кардинально меняется состав участников, маршрут и цель похода. Нередко бывают откровенно плохо продуманные маршруты.
  • VGvozdev.narod.ru. Валентин Гвоздев - организует и регулярно проводит походы с апреля по октябрь по воскресениям по Московской области. Стиль походов спокойный, не ломит через грязи, не ездит по 30 или по 150 км. в день, придерживается во всём золотой середины, однако не любит небольших приключений в виде замесов грязи песка и категорически не использует броды. Походы проходят в основном по тихиму асфальту с небольшими и простыми грунтовыми участками.
Остальные ссылки смотреть в соответствующем разделе.

Q: Какой нужен велосипед для велопоходов?
A: В большинстве случаев подойдёт либо горный велосипед, либо гибрид стоимостью от $250. Главное, чтобы велосипед был исправным. На односкоростных дорожных либо городских велосипедах будет трудно преодолеть подъемы или участки бездорожья. Хардтейлы по $100 или двухподвесы по $200 (или "Ашан-байки") для походов, как и для другого использования не годятся.
Оптимальный хардтейл или гибрид обычно стоит от $500. Оптимальный двухподвес - от $1000.
В зависимости от направленности похода, тот или иной тип велосипеда будет предпочтительнее.
МТВ хардтейл на 26-дюймовых колёсах - это оптимальный выбор для относительно агрессивных покатушек и велотуризма. Замечательно себя чуствует как на узких техничных тропинках, так и на ровном шоссе, как летом, так и зимой. В большинстве случаев позволяет установить багажник для перевозки специального рюкзака, что позволяет использовать его в многодневных походах.
Двухподвес лучше и быстрее на неровных дорогах, однако значительно дороже. Полноценный багажник установить на двухподвес невозможно, а поэтому всё или почти всё барахло придётся везти на спине.
Гибрид на 28-дюймовых колёсах лучше себя чуствет на асфальте, на техничных тропинках он недостаточно манёврен. Для зимы гибрид почти не годиться, и выбор зимней шипованной резины для него невелик.
Шоссейные велосипеды годятся только для шоссе, зато едут там очень быстро.
Recumbet (лежачий велосипед) встречаются очень редко, годятся в основном для шоссе. В связи с особенностями конструкции на них особо негде размещать груз.

Q: Какова протяженность маршрутов?
A: Летом 70-150 км. в день, в зависимости от состояния дорожного покрытия, наличия дорог, разведанности дорог и погодных условий. Обычно - около 100 км. по асфальту с небольшим количеством грунтов. Зимой 50-90 км. в день.

Q: Что с собой брать?
A: Для однодневных походов примерный список такой:
  • ШЛЕМ (обязательно)
  • Документы (желательно как минимум паспорт, неплохо страховой полис ОМС)
  • Деньги на еду, на дорогу, на всякий случай (обязательно, лучше с запасом на экстренный случай)
  • Мобильный телефон
  • Если привал не предполагается и магазинов по пути не предвидиться - еду, питьё. Однако, обычно в пределах Московской области магазины встречаются повсеместно, кроме особо глухих мест и заповедников, поэтому можно взять минимальное количество еды и немного питья - до ближайшего магазина. Частно необходимость брать еду с собой оговаривается заранее.
  • Для обеда с привалом: набор КЛМН (кружка, ложка, миска, нож), сидушку (что-либо на чём сидеть). Неплохо бы ещё вилку, можно открывалку (консервный нож), но хороший нож её заменяет.
  • Аптечка (желательно хотя бы один комплект на группу). Комплектация для каждого своя, я беру что-то вроде этого:
    • бинт стерильный
    • вата стерильная
    • йод или зелёнка
    • лейкопластырь
    • от головной боли (например Цитрамон или Пенталгин)
    • от расстойства кишечника (например фуразалидон - довольно сильное средство)
    • в тёплое время года - репиллент (средство от летающих кусающих)
    • неплохо бы жгут, перекись водорода, сильное обезболивающее.
  • Ремкомплект. Примерно такой:
    • запасная камера (желательно, я беру всегда)
    • монтажки (в зависимости от ободов, резины и силы рук. Часто покрышку можно снять и установить без инструментов).
    • заплатки+клей+шкурка (обязательно)
    • выжимка для цепи, запасной замок цепи (желательно)
    • набор шестигранников с отвёртками (обязательно)
    • немного масла для цепи (желательно)
     крепкую иголку и капроновую нитку (желательно, очень помогает при разрыве покрышки)
  • Запасную одежду. В зависимости от перепадов температур, вероятности осадков, сложности маршрута. В дождливое время многие берут с собой лёгкие плащи, накидки или непромокаемые ветровки.
Q: Что означают термины в описании велопоходов?
A:
  • Дороги (в ранних отчётах - Состав покрытия) - перечисляются виды дорожного покрытия, по возможности дан процент каждого типа дорожного покрытия от общей протяжённости маршрута. Вычисляется это так: при прохождении маршрута при смене покрытия ставятся точки, потом дома рассчитывается процент.
  • Пройдено по маршруту - длина пройденного маршрута по велокомпьютеру (немного отличается от показаний GPS)
  • Пройдено всего, с домашними (в ранних отчётах - Всего пройдено за день) - сколько пройдено за день с учётом дороги от дома до начала маршрута и обратно.
  • Средняя скорость движения - средняя скорость по велокомпьютеру. При остановках более нескольких секунд велокомп останавливает таймер, и считает среднюю только во время движения. Т.е. это средняя без учёта остановок.
  • Средняя скорость прохождения маршрута - общая средняя скорость с учётом остановок. На привале стоим, а время идёт - скорость падает. Вычисляется дома в Ози.
  • Время в пути на ходу - показания таймера велокомпа, опять же без учёта остановок, т.е. на остановках таймер тоже останавливается.
  • Время в пути по маршруту, всего - разница времени между стартом и финишем, т.е. тот же таймер, но не останавлявающийся при прекращении движения. В многодневных походах - всё время, которое потребовалось на прохождение маршрута за исключением времени ночёвок.
  • Перепад высот - разница высот между высшей и низшей точкой маршрута.
  • Набор высоты - сумма разниц высот между высшей и низшей точками холмов при движении в гору. Т.е. разница высот на спусках не учитывается. Как это считается смотрите дальше.
  • Набор высоты на 1 км. - Общий набор высот по маршуту, разделённый на длину маршрута. Хорошая характеристика холмистости местности.
Q: Как подсчитать набор высоты по маршруту?
A: Самый простой вариант - экспортировать трек из OZI в текстовый файл (File / Save to File / Export Track / To Text File). Затем в Excel'е импортировать этот файл, и вставить формулу, подсчитывающую положительную разницу между высотами точек маршрута. Если это делать лень, можно взять мой готовый макрос: [макрос в формате .bas] [макрос в листе Excel .xls]
В формате .bas: заходим в Excel, запускаем редактор Visual Basic (Alt+F11) и импортируем elevations.bas куда хотим. В формате .xls - копируем PERSONAL.XLS в папочку C:\Documents and Settings\Имя пользователя\Application Data\Microsoft\Excel\XLSTART\. Только не сотрите свои макросы если они есть!
Использование: из OZI экспортируйте трек в текстовый файл d:\t.txt, указав формат данных (DMX) Full Degrees & Minutes. Запустите Excel, выполните макрос. Макрос считает набор высоты по сегментам трека и по всему треку. В принципе можно сделать подсчёт набора высоты по треку plt, но там и высота в футах и надо вставять вторую формулу подсчёта сегментов.


В тамбуре плацкарта


На месте для багажа


На месте для багажа


На багажной полке и между лавками


На багажной полке


На багажной полке


На багажной полке


Без места для багажа
Q: Как провозить велосипеды в пригородных электропоездах (электричках)?
A: Вариантов много, рассмотрим их по отдельности:

  • В тамбуре. В соответствии с п. 65 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утв. Приказом МПС РФ от 26.07.2002 №30 "Разрешается в тамбуре пригородного поезда провозить за плату, определяемую в соответствии с пунктом 151 настоящих Правил, не более одного велосипеда в неразобранном виде". Это по правилам, реально так провозить велосипед - одно мучение. В тамбурах у нас по-прежнему принято курить да и торгаши постоянно шныряющие из вагона в вагон не дадут спокойно поставить велосипед вдоль стенки. При большом количестве участников, количество тамбуров может быть существенно меньше количества велосипедов :-) Так что этот вариант только, если едете в одиночестве и недалеко и лучше, если вагон будет типа ЭД4М или какой-нибудь другой ЭД (с большими тамбурами). Исключительным случаем применения этого способа является использования его для перевозки велосипедов на небольшое расстояние в плацкартных вагонах, например в "кукушке" ("тарзане") Владимир-Петушки.
  • На месте для багажа. Это классический способ перевозки. В электропоездах, укомплектованных вагонами ЭР-2, обычно, в 3-м, 6-м и 9-м вагоне есть места для багажа - снята лавка с одной стороны прохода. Иногда бывает, что сняты две лавки с обеих сторон прохода, или две лавки в разных концах вагона. Так или иначе, имеется свободное место длиной 220 см. Велосипеды ставятся горизонтально вдоль вагона, чередуя их направленность. Последний велосипед неплохо притянуть экспандерной резинкой к окну. В одно место для багажа вмещается до 8-ми велосипедов, но можно на них плошмя накидать ещё 2-3 велосипеда.
  • Без места для багажа. В вагонах ЭР-2 без багажных мест, обычно, есть небольшое пространство за последней лавкой. Тут есть несколько вариантов.
    • Вариант 1. Если вагон оканчивается лавкой, развёрнутой спиной к тамбуру, велосипеды можно поставить вертикально, передним колесом вверх, седлом в сторону лавки, вдоль вагона. При этом велосипет заваливается назад и упирается седлом или чем-нибудь ещё в лавку. Влезает так около 4-5 велосипедов. Можно ещё ставить поперёк вагона, но в этом случае велосипеды норовят выкатиться в проход, плохо держатся и влезает их меньше.
    • Вариант 2. Если вагон оканчивается лавкой, развёрнутой лицом к тамбуру, можно поставить велосипеды вдоль вагона задним колесом в сторону тамбура, передним колесом на лавку (можно под него что-нибудь подложить, будет меньше проблем с пассажирами и контроллёрами). При этом переднее колесо слегка надвисает над следующей лавкой и мешает головам сидящих там пассажиров. Можно поступить по-другому: поставить велосипед задним колесом на лавку, а передним - опереть на стену, прилегающую к тамбуру. Этот вариант полностью применим и у вагонам ЭМ-2 к новым вагонам ЭД4М, где вообще нет пространства под багаж и вагон оканчивается двуми лавками - 3-х местной и 2-х местной (со стороны тамбура).
    • Вариант 3 "Гарский". Если за последней лавкой место всё же есть, гары обычно стремятся поставить велосипед горизонтально по диагонали. При этом велосипеды выпирают в проход и влезает так не больше двух велосипедов. Это самый дурацкий метод, его стоит использовать только если едите совсем небольшой толпой и электричка гарантированно пустая.
  • На багажной полке. Это один из современных способов транспортировки байка, очень удобен, позволяет перевозить байк почти в любой электричке, используя любое свободное место в вагоне. Его часто можно использовать даже тогда, когда электричка полностью забита.
    • Вариант 1 "стандартный". Байк подвешивается вертикально за носок седла на багажную полку поперёк вагона, колёсами к центру вагона, задним колесом вверх. При этом руль упирается в окно или низ рамы окна. Разместив байк таким образом я ехал в полной электричке, забитой до отказа, при этом ни одно сидячее или багажное место байком не занималось и он даже почти никому не мешал. На одну багажную полку влезает до 6-ти байков. Если байки висят достаточно плотно, их даже не надо никак крепить. Если байков мало, можно притянуть их экспандерной резинкой. Таким способом можно перевозить тандем.
    • Вариант 2 "за вынос". Велосипед вешается вертикально поперёк вагона за вынос. Велосипед обяхательно притягивается экспандерной резинкой. Это довольно редкий способ. Сам я его применял только один раз при перевоке тандема.
    • Вариант 3 "шоссейный". Используется только для шоссейных велосипедов с рулём "бараньи рога". Велосипед вешается на багажную полку вдоль вагона за руль. При этом велосипед висит довольно крепко, никакой дополнительной фиксации не требуется.
  • Разборный. ИМХО, не очень удобный способ, можно использовать если все багажные места забиты, а вешать байк не хочется по этическим соображениям. С велосипеда снимается переднее колесо. Колесо ставиться к стенке а байк запихивается между лавками или под другие подвешенные байки поперёк вагона. Очень редкий способ, живьём наблюдал лишь один раз. Не применим, если на байке дисковые тормоза.
  • Между лавками. Способ применим только в случае гарантированно пустой электрички. Велосипеды просто ставятся между лавками. При этом один велосипед мешает занять 6 сидячих мест и здорово выпирает в проход. Если велосипед поставить задним колесом к проходу, а переднее развернуть под 90° и поставить на лавки, байк почти не будет выпирать в проход.
  • В проходе. Этот способ, как и предыдущий, применим только в случае гарантированно пустой электрички. Велосипеды просто ставятся в проход между лавками вдоль вагона, занимают при этом кучу места и не дают свободно пройти по вагону. Самый кощунственный метод, после пары байков, установленных таким образом, пройти по вагону становиться невозможно.
Из всех вышеперечисленных способов, тандем можно провезти в тамбуре, на месте для багажа и на багажной полке.
Маленький совет. Если вы часто возите байк горизонтальными способами, для того чтобы он прочно стоял на месте и не катался, достаточно зафиксировать тормоза, притянув их ручки резинками из камеры.

Q: Где хранить велосипед?

A: Основная рекомендация - по возможности не хранить зимой велосипед в неотапливаемых помещениях (в гараже, сарае), особенно, если помещение не имеет достаточной изоляции от поверхности земли. Дома хранить велосипед можно в лоджии или на остеклённом и утеплённом балконе. Если и нет лоджии и балкона можно купить крепежи для хранения велосипеда в комнате или коридоре. Существует несколько основных вариантов таких крепежей, производимых промышленно и продаваемых в магазинах:
  • Складывающийся крепёж, удерживающий велосипед за верхнюю трубу переднего треугольника рамы. Монтируется на стену. Велосипед размещается горизонтально, параллельно стене с некоторым отступом, необходимым для размещения руля. Места занимает много.
  • Крюк для крепления велосипеда за переднее колесо. Велосипед размещается вертикально, поперёк стены, упираясь в стену колёсами. В некоторых случаях - довольно удачный вариант, особенно при размещении в углах комнат.
  • Крюки с блоком для размещения под потолком. Крюки зацепляются за верхнюю трубу переднего треугольника рамы. С помощью блоков велосипед поднимается под самый потолок. Классный вариант, если потолки высокие и с велосипеда ничего не капает.
Кроме вышеперечисленных вариантов существует множество самоделок. Вот некоторые из них:
  • Универсальные крюки. Я размещаю свой байк, подвешивая его на два крюка параллельно стене под углом около 30° к полу. Первый крюк несёт основную нагрузку и удерживает велосипед за нижнюю часть рулевой. Второй крюк поддерживает заднее колесо. Кроме того, чтобы руль не развернулся, переднее колесо притягивается экспандерной резинкой.
    Технология размещения байка на стене следующая:
    1. Ставим байк вертикально на заднее колесо.
    2. Поднимаем вверх и подвешиваем за рулевую (за тот промежуток, что между короной вилки и нижней трубой переднего треугольника рамы, либо за промежуток рулевой трубы между верхней и нижней трубами переднего треугольника).
    3. Поворачиваем байк на 30° до тех пор, пока второй крюк не окажется напротив заднего колеса.
    4. Одеваем заднее колесо на крюк.
    5. Пододвигаем байк по крюкам так, чтобы он упёрся в стену.
    6. Притягиваем вереднее колесо резинкой за спицы (несильно).
    Немного сложновато, но другого варианта у меня нет.

  • Универсальные крюки за руль. Берутся два небольших крюка. Велосипед вешается вертикально поперёк стены за руль.

Крепёж за раму (без большой фотографии)


Крюк за переднее колесо (без большой фотографии)


Крепёж на 2-х крюках вдоль стены под углом