Пачелма - Мухтолово

Дата: 01/06/2009 – 05/06/2009
[Трек plt + точки wpt] (rar)
[Трек и точки kml]

Довольно спонтанный поход, в который мы поехали вдвоём с Ярославом. Маршрут прошёл по пустынным асфальтовым, лесным и полевым дорогам Пензеской области, Мордовии и Нижегородской области. Все ночёвки были в палатках. По пути проехали восхитительные скоростные чернозёмные Пензенские грунтовки, мёртвые мордовские деревни, лагери ГУЛАГа и многокилометровые лесные тропы, посетили Санаксырский монастырь и Мордовский заповедник. В последний день маршрут был изменён и вместо Мурома мы финишировали в Мухтолово.

[Трек на карте]

День Odo, km Odo
грунтов,
km
%
грунтов
Tm
total,
h
Tm,
h
Av
total,
kph
Av,
kph
Нитка
01.06.09 113,4 68,1 60% 13:22:16 7:48:39 8,5 14,5 Пачелма–Ушинка–Вяземка–Выша–Крым
02.06.09 77,3 37,3 48% 10:32:55 5:59:16 7,3 12,9 Крым–Морсово–Чернояр–Шарик–Выша
03.06.09 114,9 40,8 36% 11:46:16 6:58:41 9,8 16,5 Ваша–Пичкиряево–Подлясово–Явас–Николаевка
04.06.09 81,2 32,1 39% 10:25:03 5:27:01 7,8 14,9 Николаевка–Темников–Мордовский заповедник–Илев
05.06.09 90,5 33,2 37% 11:30:18 6:47:28 7,9 13,3 Илев–Челатьма–Кудлей–Чуварлей-Майдан–Ардатов–Мухтолово
477,4 211,4 44% 57:36:48 33:01:05 8,3 14,5
5790,0 m - Набор высоты
4506,8 m - Набор высоты без скачков

День #0

      В поход я поехал всего через несколько дней после отдыха на море с семьёй, поэтому сборы были несколько авральны. Увы, к нам с Ярославом никто не присоединился. Как оказалось, мало кто может неожиданно сорваться с работы на неделю.
День #1

      Ехали мы на мега-комфортном скором поезде с биотуалетами и табло в коридоре, показывавшем занятые туалеты и температуру на борту. В Пачелму прибыли рано утром. Все магазины были ещё закрыты и мы решили не дожидаться их открытия, и вкрутить по утренней свежести до следующего крупного населённого пункта. Полетели первые километры пустынного асфальта с небольшим рельефом и ощутимым ветром в спину.

      Километров через 25 мы добрались до Черкасского, где как раз открылись магазины. Заодно посмотрели там удивительную школу и перекусили.

      Сразу после Черкасского пошли грунты, дублирующие до безобразия убитый асфальт. А вскоре и убитый асфальт ушёл в сторону, а мы свернули на скоростные полевые чернозёмные грунты.
      Не обошлось без казусов - все полевые дороги упорно вели куда-то туда, куда им самим хотелось, в результате мы накрутили лишние километров 10 полевых дорог. А в Сосновке неожиданно встретился асфальт, не обозначенный на картах. Недолго мы потели на асфальте, километров через 7 мы снова свернули на грунты.
      За спиной было больше 50 км, пора было подумать об обеде, а тут как раз дорога проходила мимо Водохранилища на Ушинке. Небольшой перекус и купалка придали нам сил.

      Ещё небольшой рывок и мы в Ушинке пополняем запасы провизии. Попробовали расспросить местных о грунтовках вдоль реки Выши - собралась целая комиссия во главе с физруком-походником местной школы и попом. Как всегда никто ничего не знает, даже не знают о существовании ближайшей деревни.
      В реальности оказалось, что сразу за посёлком начинаются приличные грунты через Красное Знамя, о котором никто и не знает то.

      После грунтов пошёл очередной пустой асфальт, забирающийся в некислую горку. После парочки 50-м холмов мы снова свернули на грунты в Вяземке, где долго тупили по жаре у магазина. Уже чувствовались усталость и недосып, но силы ещё были и мы решили докрутить до Крыма, до которого под вечер топали почти 5 км. по давно умершей дороге. Очевидно было, что люди тут не ездят, но разум остался где-то там, а мы упорно топали в мёртвую деревню с интригующим названием.
      Ближе к восьми вечера мы дотопали таки до Крыма. Увы, нормального места для ночёвки мы не нашли. Было уже поздно, а 114 км. за спиной давали о себе знать. Ограничились местом на высоком заросшем берегу реки с сухим деревом и кое-каким входом в воду.
День #2

      С утра мы вернулись в Крым на замеченную вечером дорогу. Это и была основная дорога, по которой раньше ездили в деревню жители, а теперь ездят мародёры. Увы, дорога нам преподнесла сюрприз в виде головановских песков. Где-то, местами, можно было ехать, где-то можно было объехать по обочинам. Не скажу что это было очень легко и здорово - было жарко, донимали комары, слепни и мухи. Когда мы через 6 км вырвались на неожиданный асфальт в сторону Морсово, он показался нам манной небесной. Ярослав орал что-то вроде "Спасибо тебе, Господи, услышал наши мольбы!".
      20 км. безмашинного твёрдого покрытия и мы в Чернояре - очередном ключевом пункте нашей поездки, за которым на лесу в моём навигаторе присутствовала точка с непристойным названием, обозначающим полную неопределённость с дорогами. Как всегда мы долго тупили у магазина, Ярослав больше часа потратил на расспросы всех местных бабок о дорогах. Но, как всегда, после подробных расспросов, мы поехали так, как повела дорога.

      Где-то мы пропустили поворот, и вместо того, чтобы проехать кратчайшим путём между деревнями, мы поехали через 2 брода с заездом в Мордовию. Заодно попали под краткий, но очень красочный дождик.
      Пока одевались после второго брода, понаблюдали картину перевозки леса хлыстами - когда за трактор цепляется трос на который цепляется пара деревьев.

      Ещё десяток километров отменных грунтов и мы в Шарике, как всегда у магаза. Время близилось к вечеру, а пройдено было совсем не много - чуть больше 50 км. Пока мы тупили у магаза, запивая кильку соком, и рассуждая куда доедем и где будем ночевать, продавщица тихонько собралась и чуть не ушла. Только слёзные мольбы Ярослава заставили её снова открыть магаз - а так остались бы мы без провизии на ночёвку.
      Чтобы немного компенсировать отставание от плана, решили немного срезать грунты и лупануть по асфальту до Выши.
      Неспеша, с ветром в спину мы прокрутили 20 асфальтовых километров. В Выше немного потупили, но вскоре нашли суперскую дорожку вдоль Цны. Место для ночёвки мы нашли между двумя деревнями. тут был приличный вход в воду, немного дров и совершенно ровное место под палатки. Уже потом мы обнаружили, что встали у активно используемой местными дороги, по которой они ездили на рыбалку к озёрам. День #3

      С утра мы продолжили наш путь вдоль Цны. Вскоре мы были в Ваше, где доверившись навигатору и старым картам упилили на заброшенную дорогу, откуда выбирались через брод и крапиву на основную грунтовку. Кстати, места тут довольно знатные - сосны, мелкая чистая речка, для ночёвки почти идеально.

      Старая, умирающая грунтовка нас вывела к Красному Холму, где начался очередной необозначенный асфальт. За час грунтами мы проехали всего 8 км, а ровный асфальт так и манил. Вскоре пустой и прямой асфальт нас вывел к загруженной М-5, по которой нам пришлось в потоке машин пилить 15 километров по размятому фурами асфальту.

      К половине первого мы были в Пичкиряево откуда небольшим перелазиком пробрались к Анаево и снова немного асфальта вскоре сменились грунтом. От Подлясово пошли уж совсем интересные грунты, любым Зидарам на зависть. Спасибо рыбакам-браконьерам, посоветовали держаться не песчаной дороги, а тропы, которая оказалась проезжаема по всей протяжённости. Таких троп ещё поискать надо - больше 10 км по сосновым, берёзовым и дубовым лесам.

      Неожиданным был для нас финиш тропы. Выезжаем мы на асфальт в Ударном, а вокруг небольшая деревня и большая зона. Половина местного населения носят пятнистую форму охранников. И сплошные бараки, колючая проволока на многорядных заборах, вышки охранников.
      Короче, сами того не планируя, мы попали в самый центр скопления зон, бывших частью ГУЛАГа. Более того, все деревни дальше по трассе - тоже зоны, где одна а где и несколько, и мужские и женские. Как-то всё это жутковато.
      В Явасе мы планировали уйти на грунты, но расспрос местного населения подтвердил наши опасения - те грунтовые дороги что есть, используются для перевозки леса хлыстами, а это верная смерть дороге. Сквозных дорог скорее всего нет, они и не нужны никому - до любой деревни в округе можно доехать по асфальту. В общем, пришлось немного поменять планы и ехать по асфальту куда подальше от этих мест.

      Почти 40 км нам пришлось пилить по абсолютно пустому асфальту, пока мы не добрались до места, где можно было переночевать с комфортом. После традиционных небольших затупов и разведок мы всё нашли то, что искали - дамбу на озере, продуваемую ветром. Тут был и хороший вход в воду и дрова и ровное плоское место.
      К вечеру ветер разбушевался не на шутку, пришлось крепить палатку всеми колышками и растяжками.

День #4

      С утра пришла долгожданная прохлада и дождик. Мы вернулись на асфальт и подгоняемые ветром поехали в сторону Темникова. Мы решили поразнообразить нашу культурную программу и посетить Санаксырский монастырь. По пути попали в довольно конкретный дождь, и проехали речку с прикольным названием Кундыболка.

      От монастыря мы тупанули и не нашли нужную тропинку в сторону моста, пришлось сделать небольшой крюк. Тем не менее вскоре мы были в Темникове - самом старом городе Мордовии. Там мы поели в кафе и через 6 км были у границы Мордовского заповедника. Гугль показал, что большая часть заповедника - закрытая зона Сарова (или Арзамаса-16), поэтому мы должны были преодолеть небольшой кусочек заповедника.
      Мы проехали КПП и начали углубляться в заповедник, когда повстречали лесников. Нас поначалу не хотели пускать, но когда поняли, что денег мы не дадим, таки дали добро, указав нигде не останавливаться, а то мол, волки и медведи тут обитают.
      Это были элитнейшие грунты, где-то песок, где-то старые гати по несколько сотен метров, но, в основном - изумительная тихая лесная дорога. Леса преобладали сосновые, а под ними - поля ландышей, тянущиеся по несколько километров. В общем, места знатные, красоты неописуемые, жаль что заповедник быстро кончился. Волков, медведей и прочих рысей мы там не встретили.



      После заповедника мы вылезли в очередную Богом забытую деревню. Как и во всей округе - большая часть домов нежилая, только в нескольких теплится жизнь. И те дома неокрашенные и покосившиеся. Местные показали нам кратчайшую дорогу полями к соседней деревне через чудом держащийся мостик.
      После небольшой сиесты у речки мы вышли полевой дорогой к Шаприхе, а оттуда асфальтом быстро добрались до Нарышкино, где долго тупили у магазинов в раздумьях, как же нам поступить дальше. Силы ещё были, на одометре всего около 70 сегодняшних километров, а мы потихоньку отставали от графика. Впереди же было много грунтов со 100%-ной разведкой. С учётом, что время было за 6 вечера, мы решили не рисковать и остановится неподалёку на больших прудах у Илёво. И это было весьма верное решение.
      К восьми вечера мы добрались до прудов. Место было довольно неплохое - целые горы напиленных дров, рядом вода, есть стол с лавками, но многовато комаров. Пока тупили, подъехал мужик из рыбхозяйства и посоветовал нам место получше, всего в нескольких сотнях метров. Поехали мы с Ярославом туда.
      Вот это было место на 5 баллов! Сосняк выходящий на песчаный пляжик, костровище с лавками вокруг, беседка, напиленные дрова и ровные площадки для палаток - всё, о чём только можно мечтать.
      Так сладко я в походе давно не спал, с утра в полусне никак не мог понять где я - то ли на мягкой кровате в египетском отеле, то ли дома.


День #5

      С утра мы выехали на асфальт, который почти сразу кончился в Илёво. Впереди была большая разведка. Яроcлав как всегда долго опрашивал местных, и как всегда почти зря - дорога в лес была только одна.
      Это была одна из загибающихся дорог, почти не используемых местными. Тем не менее, большую часть дороги можно было ехать. Когда до ближайшей деревни оставалось чуть больше километра, дорога исчезла. Как оказалось позже, её просто распахали на противопожарные рвы, по которым мы и поехали дальше.
      В коварном рве Ярослав ухитрился навернуться, при этом сломав седло.
      В конце концов мы вырвались к Влидимировке, где обнаружили единственный жилой дом. Дальше дорога была более накатанная и однозначная. Вскоре мы были в Челатьме, а оттуда пролезли в Крутцы.

      В Крутцах одна из трёх жительниц села нас угостила козьим молоком и рассказала о том, как нам ехать дальше по "шоссейке". Даже проводила нас до леса.
      Не сразу мы нашли "шоссейку". Оказалось, что это дорога, которую тут строили до войны. Завезли грунт, разровняли, не сделали только покрытие, да не навели мосты. С тех пор дорога загибается, только редкие охотники на УАЗиках ей ещё иногда пользуются. Сейчас дорога выглядит как широкая зарастающая просека с канавами, прорезающая напрямую лес в сторону Кудлея.

      Ближе к Кудлею нам пришлось порядочно поплутать, объездные дороги растворились в траве и нам пришлось полазить по крапиве и перебраться через несколько бродиков.

      Только к половине четвёртого мы вылезли в Кудлей, проехав всего 30 км довольно непростых грунтов. От Кудлея асфальтом через Гари добрались до Чуварлей-Майдана, где в очередной раз держали совет. Ситуация была непростая. Все местные твердили, что грунтовых дорог нет. А впереди было порядка 30 км грунтов через нежилые деревни и ещё 60 км асфальта через Навашино, большую часть которого мы проезжали в прошлом году. Явно мы не успевали финишировать сегодня, да и за субботу можно было не проехать всё, что запланировано. Ко всему прочему, у Ярослава взбунтовался обиженный велосипед - багажник срезал болт на правой стойке, и его остатки засели в дропауте. А с другой стороны развалился верхний крепёж багажника - пистон с гайкой разболтался и вывалился внутрь верхнего пера.
      К счастью, помогли местные - дали проволоку, которой Ярослав примотал багажник. А кроме того, нам подкинули идею ехать асфальтом через Ардатов в Мухолтово, что всего около 50 км. Так мы и поступили. Дорога до Ардатова была совсем безмашинной, да и за Ардатовым шоссе загруженным никак не назовёшь.
      
      За несколько километров до финиша мы нашли своротку в лес, которая нас привела к ручью, где Ярослав успел за несколько минут помыться, а я успел помыть байк.
      И вот, финиш. Не просто, но удалось взять билеты. И через полтора часа мы уже загружались на проходной скорый поезд до Москвы.
      В Москве мы были рано утром, приехав даже раньше, чем предполагали по самым оптимистичным прогнозам. Так и завершился этот спонтанный и авантюрный поход. Хотя предполагалось ехать в расслабленном темпе, прошли немало, особоенно если вспомнить, что было довольно много грунтов и много разведки. Около трети грунтовок, показанных на картах, по факту отсутствуют, многие деревни мертвы. В то же время, немало нам встретилось относительно новых дорог, не обозначенных на картах.
      В целом поход прошёл весьма успешно, мы много всего посмотрели, и проехали там, где редко кто бывает. Не смотря на относительную близость к Москве, места мы посетили весьма дикие. Зачётно катнули!

Ещё фото на Фотофайле