Пра в огне

Рязань – Голованова дача – Спас-Клепики – Черусти



Дата: 24-26/08/2007

Формат данных: [всего] ( [ночь] / [первый день] / [второй день] )
Температура воздуха: +17 - +31 °C (26/24-31/17-26)
Ветер: 2-4 мс (Ю-ЮЗ-З 2-3 мс/ЮЗ-З-ЗСЗ 2-4 мс/ЗСЗ 3-4 мс)
Облачность / осадки: (ясно, без осадков / ясно, без осадков / переменная облачность, без осадков)
Дороги: асф.-39% (48/8/59), бетон-6% (0/5/9), грейдер-6% (0/0/13), грунт-49% (52/87/19)
Пройдено по маршруту: 181 km (36/53/92)
Пройдено всего, с домашними: 193 km
Средняя скорость движения: 13.7 kph (14.8/10.0/16.7)
Средняя скорость прохождения маршрута: 8.85 kph (10.528/5.35/11.026)
Максимальная скорость: 41.5 kph (32.5/23.6/41.5)
Время в пути на ходу: 13.14.01 (2.25.36/5.16.26/5.31.59)
Время в пути по маршруту, всего: 20.27.03 (3.14.36/9.06.34/8.05.53)
Перепад высот: 52 m (33/32/33)
Набор высоты: 1344 m (237/408/700)
Набор высоты на 1 км: 7.42 m (6.58/7.7/7.61)
Участники: Ярослав, Я (Юрий)


[Трек+точки (plt+wpt)] (rar)
Карта

Кликни по карте, чтобы её увеличить

Нитка маршрута: (А - асфальт, Б - бетон, Г - грунт /песок/, Р - грейдер /песчаный/):
ночь: Рязань -(А)- Поляны -(Г)- Лопухи -(Г)- ночёвка в райне Большого Торфяного болота
день#1: -(Г)- Борисково -(Г)- Картаносово -(А)- Деулино -(БГ)- 1-е Мая -(Г)- Оборона -(Г)- Голованово -(Г)- эвакуация на грузовике до Ольгино -(Г)- ночёвка на Пре
день#2: -(Г)- Жуковские выселки -(Г)- Кордон Желтова (Кордон 273) -(Г)- Заводская Слобода -(А)- Спас-Клепики -(А)- Пышлицы -(А)- Перхурово -(Р)- Красная Гора -(РБ)- Черусти

     Я давно хотел повторить в полном объёме этот прошлогодний маршрут. Год назад я не смог успеть на последнюю рязанскую электричку и догонял основную группу по асфальту, срезая приличный кусок грунтов. В этот раз всё должно было быть по полной программе. Единственный, кто меня поддержал и составил компанию, оказался Ярослав, остальные по разным причинам не поехали.

Ночь


     Заброску мы осуществили на последней электричке, идущей до Рязани почти четыре часа. На старте мы были в одинадцать часов вечера.
     Мы быстро покинули стремительно пустеющие под натиском ночи рязанские улочки, проехали промышленные кварталы и попали на трассу Р-123. По трассе нам предстояло проехать порядка 12 километров. Машин на трассе было уже немного и даже от передвижения по асфальту можно было получать удовольствие, тем более что ехалось на удивление легко. Крейсерская скорость была в пределах 25-30 км/ч.
     Незаметно мы преодолели асфальтовый участок, дальше, на протяжении следующих полутора дней, у нас предполагались одни грунты.
     Дорога к Лопухам оказалась гораздо более труднопроходимая, чем можно было предположить. Ехать удавалось с большим трудом на подспущенных шинах со скоростью 12-16 км/ч. Но это нам не помешало насладиться ездой по ночной Мещёре в свете фар. Лес уже почти уснул, только какая-то мохнатая крысообразная тварь проскочила у меня перед колесом, за что была несчадно пофоткана.
     В пол-второго ночи мы прибыли в Лопухи. Было довольно жарко, к счастью, подвернувшийся абориген подсказал нам дорогу к местному пруду, а потом и проводил до него на машине.
     Пока ехали к пруду нашим глазам предстало аппокалиптическое зрелище зарева лесных пожаров на Красном болоте. Судя по всему, горело сильно. Искупавшись мы двинули дальше в путь, чтобы не становиться на ночёвку у деревни. Со стороны лесного пожара тянуло горячим воздухом, что заставляло несколько волноваться относительно собственной безопасности. Хотелось побыстрее и подальше отъехать от этих злополучных мест. Мы отъехали километров на пять и в половине третьего ночи встали на ночёвку за безымянным заболоченным озером, создающим некоторую психологическую защиту от огня. Тем не менее, из окна палатки было видно багряное небо над лесом. Я не стал ужинать, завалившись спать, а Ярослав ещё долго сидел у костра, подкрепляя силы ночным ужином.

День #1


     Встали мы довольно рано, в половину седьмого, поспав таким образом не больше 3-х часов. Пока мы плотно завтракали, над нами медленно кружа пролетели два огромных орла. Вскоре мы продолжили наше путешествие. Лес, казавшийся ночью столь угрюмым, оказался очень красивым и приветливым. Километра через четыре мы вышли на большую поляну, основная дорога свернула куда-то вправо, а мы решили проехать кратчайшей дорогой к Борисково. На заметку! В сырую погоду тут надо объезжать по главной! На вид дорога была несколько подозрительна, было видно что по ней ездят крайне редко. Первые сотни метров это была сказочная плотная песчаная грунтовка, ехалось по ней легко и приятно, но вскоре мы попали в низину. Было видно, что в сырую погоду тут малопроходимые громадные лужи. Вскоре появился дым лесных пожаров. Ехали мы небыстро, становилось всё жарче и нас донимали слепни и мухи.
     Около одинадцати утра мы добрались в затянутое дымом лесных пожаров село Борисково. Тут была своя трагедия. Напротив деревянной церкви горел дом. Почти все сельчане собрались и молча сидели, наблюдая за догарающими остатками чьего-то дома. Мы тут были явно лишними.
     По плану от Борисково нам предстояло напрямую пробраться к Деулино по "улучшенной грунтовой дороге" на деле оказавшейся практически не проходимым в сухую погоду сыпучим песком. Мы вовремя отказались от этой затеи и поехали по грейдеру, являющемуся основной дорогой в сторону асфальта. Через несколько сотен метров мы обнаружили отворот на Картаносово.
     Становилось всё жарче, ехать было тяжело, но возможно. Через час мы были в Картаносово. Удивительное место! Не особо красивый лес вокруг, глушь, нет ни магазина, ни речки, ни пруда. И чего тут люди делают? Мы же не задерживаясь поехали в Деулино. Как только мы вышли на асфальт и набрали скорость, Ярослав обнаружил сильное биение заднего колеса. Как выяснилось, вовремя - покрышка, отходившая порядка 10000 км. протёрлась по ободу на нескольких участках сразу. Выглядило всё довольно паршиво. У Ярослава резко испортилось настроение, а это сразу подрывает силы. Я с трудом уговорил его всё же доехать потихоньку до магазина в Деулино, где и производить ремонт. Там мы и поступили.
     Деулино у меня вызвало смешанные чуства. Местные жители счастливые и довольные, затарившись пивом шли отдыхать на речку, а тем временем по посёлку курсировали машины МЧС и милиции.
     Мы закупились водой на сутки вперёд, поменяли местами покрышки на велосипеде Ярослава и решили пойти отдохнуть на речке часок перед предстоящим штурмом непроходимых дорог до Голованово.
     Погода была сказочная, трудно поверить, что на улице конец лета и скоро осень. Теплая речка, +31 в тени - всё бы замечательно, но крутить педали в такую погоду - весьма непросто. Хорошенько искупавшись и перекусив мы двинулись дальше.
     Первые три километра наш путь лежал по убитой бетонке, дальше бетонка неожиданно оборвалась, превратившись в грейдер на котором местами ещё проступали остатки бетонных плит. По карте эта дорога тупиковая, что само собой весьма подозрительно, я предложил не рисковать и проехать по известной и уже езженной дороге, обходящей слева подозрительный тупик.
     Тут то и начались настоящие пески. Ехать можно было исключительно на пониженных передачах, часто приходилось объезжать по обочине, а где и по обочине невозможно проехать - спешиваться.
     Я был на этой же дороге год назад, и прекрасно помню, что ехать было очень тяжело, но всё же, по большей части ехать можно было. Тогда, год назад стояла дождливая погода и пески были влажными. На это я рассчитывал и в этот раз - по прогнозу в субботу обещали дожди.
     Казалось, наша скорость упала ниже некуда. Когда мы добрались до небольшой мутной речки Кадь, мы не стали терять шанс окунуться в прохладную воду, хоть на время приносящую облегчение. Заодно мы рассмотрели повнимательнее переправу, обозначенную на одних картах как мост, а на других как брод. Действительно, это и то и другое, и ни там ни там, по-хорошему, проехать нельзя. Видимо основная дорога сейчас идёт по восточному берегу Кади через какую-то переправу от того тупика, куда мы не стали соваться (надо как-нибудь разведать).
     Только к половине шестого мы добрались к 1-му Мая. Мне в прошлый раз это место не запомнилось каким-либо жильём, так оно и оказалось - о существовании посёлка напоминают лишь останки одинокого дома, да неплодоносная яблоня.
     Отсюда до Голованово каких то жалких 8.5 километров. По среднестатистическому асфальту на преодоление этого расстояния уйдёт максимум 25 минут. У нас на это ушло почти два часа времени! Наша средняя скорость была ниже 5 километров в час.
     Отсюда напрашивается вывод: в сухую погоду дорога 1-е Мая - Голованово практически не проходима. На её преодоление уходит неимоверное количество сил. Часть пути удавалось ехать по высохшему мху обочин, большую же часть пути мы преодолели пешком. В некоторых местах на мху можно было различить прошлогодные следы велосипедистов - судя по всему, это следы от нашей прошлогодней поездки.
     Ближе к Голованово я практически полностью вымотался, далеко не в лучшей форме был и Ярослав - более того, прямо скажу, что ему было совсем худо.
     Была мысль заночевать где-нибудь тут, встать с утра пораньше и пилить дальше по пескам 12 км. к Ольгино. Однако, в таком случае, мы выходили бы к Ольгино с заметно упавшими силами, а после Ольгино снова пески. Вырисовывался вариант, по которому мы не успеваем за воскресение пройти остаток маршрута.
     В Голованово был разбит лагерь МЧС. Три пожарных машины (из них две на ходу) и МЧС-овские курсаны держали оборону от лесных пожаров. По их словам, основной огонь сбили, но начали гореть торфянники. В результате, МЧС с пожарными перешли на осадное положение. Один из местных прудов уже полностью выкачан, второй на половину. Всё это, конечно, печально.
     Для тех, кто не знает, рассказываю, чем вообще примечательно это место. Голованово - посёлок с местным населением в 60 семей при лесопилке. Ближашая асфальтовая дорога - более чем в 30 километрах. Магазина нет, но раз в неделю приезжает автолавка. Сотовая связь возможна с вышки, находящейся на краю посёлка. Единственная связь с внешним миром - до сих пор действующая пассажирская узкоколейная дорога, по которой ходит поезд от Тумы в понедельник и пятницу. Местное население даже на мотоциклах подспускает шины, чтобы можно было ездить по песку.
     Всё это замечательно, мы сюда чудом добрались, теперь надо было как-то отсюда уехать. Как это не печально, мы решили эвакуироваться до предполагаемого места ночёвки на автотранспорте. С огромным трудом мы всё же нашли грузовик, который довёз нас до Ольгино. Даже грузовик нас вёз почти час, не сложно представить сколько бы у нас ушло на это времени, если бы продолжали н аше изнемождённое движение своим ходом.
     Разбивали лагерь мы уже в темноте. Потом поужинали и под шум начавшегося долгожданного дождя я крепко заснул в своей компактной палатке-однушке.

День #2


     Проснулись мы опять довольно рано, но я позволил себе поваляться полчаса в палатке не подавая признаков просыпания. Утренняя Пра была затянута дымом лесных пожаров. Собирались мы довольно медленно и только в половину десятого выдвинулись из лагеря. Весь вчерашний сумбур с эвакуацией несколько нарушил наши планы, поскольку предполагалось при наличии времени попробовать проехать по западной стороне Пры, а мы в данный момент были на восточном берегу. Но тут пришла идея перебраться вброд на другой берег и там продолжить наш путь. Как раз по карте недалеко от нас жирная линия пересекала лес и реку в нужном направлении.
     По дороге от Ольгино, как и от 1-го Мая, ехать было практически невозможно, мы в основном ехали по обочине. Вскоре был найден поворот в нужном направлении за которым скрывалась тихая, красивая а самое главное проезжая лесная дорога, ведущая к броду. В месте, где дорога выходит на Пру, река очень мелкая. После небольшой разведки были обнаружены два брода, мы выбрали правый, который привёл нас к тропке на другом берегу. Через пару сотен метров тропка привела к поляне с кострищем и беседкой, где началась хорошая дорога. Путь, по которому мы пересекли Пру на картах обозначен на 150 метров севернее, но я не припоминаю никаких отвилок - так что карта врёт.
     Итак, мы вышли на дорогу вдоль западного берега Пры. Дорога здесь тоже песчаная, но степень её проходимости для велосипеда всё же больше, чем у дороги по правому берегу. Пеших участков почти не было и обезжать по обочине тоже приходилось не часто. В то же время, это очень красивая и тихая грунтовка.
     В половину двенадцатого мы были у Жуковских выселок, а ещё через 7 минут мы добрались до знаменитого кордона Желтова (или кордона 273), описанного в рассказе К. Паустовского "Кордон 273". После краткой экскурсии мы продолжили наш путь. Вскоре мы проехали оз. Шуя. Наша дорога мало совпадала с дорогой, обозначенной на картах. На очередной спорной развилке я обнаружил, что дорога, уходящая к мосту, обозначенному на картах у Заводской Слободы совсем заросла. Скорее всего и того моста уже давно нет.
     Грунтовка сменилась грейдером и вскоре вышла на мощный бетонный мост, в полукилометре севернее того, что обозначен на карте. Сразу за первым мостом мы пересекли есть ещё один и  наконец-то мы доехали до дороги с твёрдым покрытием. Был почти час дня, а нам оставалось ещё 50 километров асфальта и 20 километров песчаного грейдера.
     Ни с чем не сравнимо ощущение от езды по асфальту, после двух дней пути по пескам! Даже приличный встречно-боковой ветер не мог испортить этого впечатления.
     Как ускоренной съёмке мимо быстро пролетали дома и деревни, и уже через час мы были в Спас-Клепиках. Мы попытались разузнать хоть что-то о проходящей здесь когда-то узкоколейной железной дороге. Как выяснилось, от неё уже почти ничего не сохранилось. Всё что мы смогли обнаружить - это остатки деревянного ж/д моста через Пру.
     После небольшого перекуса мы поехали дальше. Трасса А-105 от Клепиков не порадовала приличным траффиком и отсутствием обочин. Картину дополнял усиливающийся мордник и накопившаяся усталость, поэтому крутил я относительно не быстро.
     Мы с Ярославом решили больше особо не тормозить и попробовать успеть на раннюю электричку. Даже планы посетить церковь в Ялмонте решили оставить на потом, нам на этот раз и так хватило впечатлений.
     Наша дорога прошла мимо крупной системы озёр на Пре, раскинувшихся на площади порядка 400 кв. километров. Покинув озёра основная дорога ушла в сторону Егорьевска, а мы свернули на пустынную дорогу в сторону Пышлиц. Очередные километры асфальта с мордником и видом на столб дыма лесных пожаров где-то у Святого озера пролетели быстро, хотя последние пару километров встречный ветер никак не хотел отпускать нас с асфальта. И вот, мы у начала одной из удивительных подмосковных дорог - 20-км песчаного грейдера пересекающего бескрайние мещёрские леса.
     Усталость давала о себе знать и всю эту удивительную дорогу я проехал в состоянии частичого отупения, вдумчиво вкручивая.
     На электричку мы успели с приличным запасом, но сама Вековская электричка это нечто. Нам хватило четырёх остановок до Шатуры, где мы пересели на по началу пустую Шатурскую электричку без веловагонов.
     
     Итак, давно желанная поездка осуществлена. Впечатлений - море. Мы ездили ночью, мы проезжали лесные пожары, видели лесное зверьё, купались в Пре, помирали в песках и эвакуировались на грузовике. Удивительная поездка. Врагу не пожелаешь :-)
     
     


Кликни мышкой по картинке, чтобы увеличить фото на весь экран. Для возврата кликни мышкой по фотографии.



© Надёжин Юрий 2007