Крым - 2013

Первый дальнобой



      Туда поехали по трассе M4 Дон до Воронежа, потом свернули в сторону Донецка через Острогожск, Россошь, Новобелую таможню, Луганск. Дальше хотели поехать мимо Донецка, Мариуполя, Бердянска и Приморска, но, из-за приезда президента Украины в Донецк нас не пустили, развернули через Артемовск, от которого мы местными дорогами вышли в сторону Мелитополя.


Меловые холмы за Новобелой

      Вообще этот маршрут оказался тяжеловат для новичков. По M4 можно спокойно ехать, трасса широкая, платных участков лучше не избегать. Мы их объехали и потеряли кучу времени – альтернативные дороги проходят по деревням с ограничением скорости в 40 км/ч и ужасающим асфальтом. На М4 я первый и последний раз за поездку обсох – на новых широких участках трассы заправки встречаются очень редко. Хорошо была канистра с бензином!


Меловые холмы за Новобелой

      Дороги за Воронежом в сторону Острогожска более-менее приличные, но узкие. А вот на территории Украины, особенно за Артемовском просто ужасающие. Даже на эндурах с бесконечной подвеской трясёт и болтает, много участков где не разгонишься больше 80 км/ч а то и меньше. Запомнился эпизод, когда мы въезжали в Запорожскую область и прямо за плакатом из серии «Добро пожаловать в Запорожскую область» на дороге оказались огромные куски снятого асфальта, засыпанные щебёнкой. Влетели мы туда на скорости около 90, слава богу никто не пострадал, сказались мои наставления – на щебёнке и прочей сыпухе не рулить, не тормозить, плавно сбрасывать газ.


Тырим вишенку

      По пути где-то сдуло с багажника мою дешёвенькую мотокуртку, заодно с разными ключами в карманах. Ездил назад почти 50 км. до заправки, где она ещё была – так и не нашёл. Куртку не очень жалко, а вот за ключи обидно.
До Крыма доехали в сумме больше, чем за 3 дня. В первый день проехали 400 км., при том, что стартовали вечером. Ночевали в лесополосе за Ефремовым. Кстати Ефремов просто поразил качеством дорог – они разбиты на столько, что даже фуры, заезжающие в город, объезжают остатки шоссе по обочине.
      На второй день проехали 490 км, прошли совершенно пустую таможню, но к вечеру я здорово перегрелся, да и в Воронеже потеряли много времени. В общем, можно было бы проехать больше километров на 200. Ночевали в шикарном месте за таможней на речке Белой в окружении меловых холмов.

      На третий день было жарко, доставали ужасающие украинские дороги. Один раз даже ГАИшник поймал, долго пытался развести на деньги, но поняв, что от меня ничего не добиться отдал права.
Снова проехали 490 км из которых почти 100 ушли на поиск куртки. К темноте доехали до Гуляй-Поле, где заночевали на озере, где и искупаться то не удалось. Только днём по самой жаре мы добрались до Крыма через Мелитополь и самый загруженный и разбитый участок Симферопольское шоссе. В Геническе пообедали, закупились продуктами и бензином и двинули по Арабатке.


Арабатская стрелка


Валя валит!


Арабатская стрелка

      Ночевали где-то на середине Арабатской стрелки. Был сильный ветер, и мы спрятались за небольшой насыпью, где нас атаковали полчища комаров. Море штормило, опять не искупались. Проехали за день 420 км. Итого дорога до Крыма с петлёй через Воронеж у нас вышла около 1700 км.


Ночёвка на Арабатской стрелке

      С утра ветер стих и комаров стало ещё больше. Пришлось срочно выбираться с Арабатки. Кстати по фирменной дороге-стиральной доске на эндурках ехать оказалось очень комфортно, там где сильно трясло стоило добавить газа и трясти переставало. Немного прокатился по самому берегу. Ехал там один, мот сильно груженый, было страшновато, но прикольно. На 2-й или 3-й передаче, много газа и мот, отплевываясь песком, бодро едет по рыхлому берегу. Главное не снижать скорость – можно закопаться.

      Вообще Арабатка очень понравилась, наконец-то я там побывал на нужном транспортном средстве. На велосипеде и на машине был – не то. За Каменской свернули вдоль берега и так, вдоль обрыва доехали до Щелкино – начала Казантипа. В Щелкино много народу, не понравилось. Свернули в сторону Песочного, где и поселились на пару дней у знакомого Романа за смешные 100 гривен за ночь за целый номер с отдельной кухней, туалетом, душем, подобием верандочки и парковкой для мотов.
      Наконец-то искупались в море, которое оказалось на удивление теплым.
Всего 100 км. за день.

      На следующий день прокатились вдоль берега до Керчи. Дорога очень красивая, гораздо интереснее северной стороны и тем более ЮБК. За весь день почти никого не встретили, но зато вдоволь накупались, посмотрели запасной аэродром для Бурана, приняли грязевые ванны на Чокраке и посмотрели на грязевые Вулканы, ну точнее вулканчики. И самое главное – накатались вдоволь по классным грунтовкам, причудливо овивающим холмы вдоль берега Азовского моря.


Дорога на Генеральские пляжи


Грязевое озеро Чокрак


Грязевые вулканы под Керчью

      Ужинали в Керчи в кафешке при супермаркете, в котором потом затарились в том числе грузинским вином за довольно небольшие деньги. До Песочного возвращались по трассе, 170 км. за день.

      Дорога до Крыма заняла у нас много времени. Очень хотелось посидеть несколько дней в Песочном, потупить, поваляться на пляжу и вдоволь накупаться. Но не вышло.
      На следующий день мы решили поехать дальше по Крыму. Заехать на Опук, Лисью бухту и Меганом. Но прежде – искупаться на прощание в Азовском море. Купались и валялись мы почти весь день, и только к вечеру стартанули. Маршрут пришлось сократить, на Опук и в Лисью Бухту не поехали, а погнали сразу в сторону Коктебеля, где заночевали без палатки на берегу моря в небольшой бухточке. Всего 87 км. за день.

      С утра искупались и поехали на Меганом. Дорога по мысу интересная, под конец идёт очень приличный спуск, который к сожалению, не доходит до воды. А вот обратно вылезти на полностью груженных мотах оказалось не так то и просто. По разочку положили моты на подъёме, забрались без потерь.
      Наступила жара, а на Меганоме мы не искупались. Решили проведать кемпинг за мысом. Пустили нас бесплатно со словами «вам, мерзавцам, всё равно все дороги открыты» ))
      Накупались, съездили в столовку в Морское и порулили от Приветного на перевал в сторону Белогорска. Официально перевал и дорога закрыты, но по факту все ездят. Кстати дорога понравилась – половина дороги грунтовая, по пути много бродиков через ручьи. Красиво. Решили залезть на Караби-яйлу. Свернули из Головановки на лесную грунтовку, идущую вдоль небольшой речки и сразу же насладились хорошим таким офф-роадом с преодолением скользких луж, колей и прочих радостей с кучей барахла и в горку. Набарахтались по полной. Периодически роняли моты, поднимали, ползли дальше. Заночевали на высоте 440 метров над уровнем моря на буйно цветущем лугу. Вечером тявкали лисы. 150 км. за день.


На Караби-Яйле


На Караби-Яйле


На Караби-Яйле

      С утра решили продолжить штурм. Недавно были дожди и дорога была тяжёлая. До Пчелиного добрались нескоро. Вглубь яйлы уже не полезли, и так хватило впечатлений, свалились к Белогорску, оттуда в Симферополь. Я был уверен, что на дворе пятница и надо срочно ехать в сторону Москвы. В столице пообедали пиццей и погнали к Джанкою, где я ознакомился с интересным фактом, что сегодня вовсе даже четверг. Что же делать? Не возвращаться же в центр Крыма! Решили снова съездить на Арабатку. К вечеру добрались до Геническа, закупились едой и поехали купаться в Сиваше за второй протокой. Что удивительно – везде в Крыму были комары, а тут – ни одного! Искупавшись вдоволь, решили не останавливаться и продолжить культурную программу в луже с кипятком, что за Счастливцево. Напарились там в целебных серных водах так, что аж суставы перестали болеть. Заодно комаров покормили.


Цветочки


Лужа с кипятком

      На Арабатке решили не ночевать – уж больно кровопийцев много, поехали за Геническ и встали на высоком обрыве у Придорожного. Ни одного комара. Красота! 301 км.
      С утра решили искупаться в море и столкнулись с проблемой. С обрыва то мы слезли, нашли тропинку, оканчивающуюся 4 метровой вертикальной стенкой с верёвкой и ступеньками. Что море будет мелким это мы и так понимали, а вот то, что дно окажется вязким противным илом – мы не ожидали.
А дальше – трасса, трасса, трасса. Пообедали в Пузатой Хате в Запорожье и к вечеру добрались до Харькова. Устали, встать перед Харьковым негде, а после не хочется. Посидели в Макдаке, покумекали, посмотрели в коробочку «И-Пад» Букин и нашли самую дешевую гостиничку Харькова за 120 гривен за ночь за номер с одной двухэтажной и одной обычной кроватями. Накрутили 510 км.


Азовское море


Хостел в Харькове

      С утра долго тормозили, ели рис с консервой, искали обменники, искали где купить Крымского крепленого, потом часок-другой ушёл на таможню. Успели проехать всего 450, встали перед Мценском с 4-й попытки в элитной лесополосе с кучей дров. С утречка погрелись у первого и последнего за весь поход костра и долбанули оставшиеся 350 км до дома.


Костерок

      В общем и целом – не всё успели что хотели, очень много времени ушло на дорогу. Очень мало осталось на сам Крым. Ехали на двух эндурках – Honda XR650L и Suzuki DR-Z 400S. Комфортная скорость по хорошим дорогам – около 90-100 км/ч. Можно разогнаться до 120, но придётся постоянно кого-то обгонять и на такой скорости высокие эндурки уже прилично мотает ветром. По плохим дорогам скорость 70-90. При этом, что удивительно, более кубатурный XR650L ест бензина заметно меньше Дырзета. На ХРюше на скорости 90-100 км/ч родной бак доходит до резерва ровно за 100 миль. На ДРЗете ровно такой же бак требовал резерва уже на 80 милях. В общем у XR650L расход ровно 5 литров на 100 км. или до резерва около 160 км, а до сухого бака почти 200.
      Зато масла XRL слопал целый литр на 2700 и по приезду я масло ещё не проверял, возможно придётся доливать ещё. А ДРЗет масло совсем не съел. Правда тоже пока не проверяли, проверяли только перед обратной дорогой. Накатали в сумме 4000 км. Денег потратили около 15000 руб. на каждого на все расходы, включая бензин, который в Крыму ужасно дорогой. ДРЗет был с Джебелевской фарой – когда он догоняет по ночной дороге, аж страшно становится. За выхлопом XRLя ДРЗета вообще не слышно ))
      Ездить без затычек по трассе для меня не реально. Очень шумный эндурный шлем LS. Без связи приходится периодически останавливаться, чтобы что-нибудь решить. Неудобно. Надо связь. Из-за этого же были некоторые недоразумения.
      Навигатор я использовал пешеходный Garmin GPSmap 62S кажется, питал от специального шнурка с Дила за 8 долларов, который из 12V делает 5V и имеет стандартный mini-USB разъём. Очень удобно.
Вещи везли в 20-литровых гермомешках и набаковой сумке, закреплённой на багажнике. Багажные рамки рулят! Но правую боковину я всётаки прижал к глушителю и слегка подплавил. Стал внимательнее приматывать мешок, больше проблем не имел. На ДРЗете рамок не было и гермомешки крепились просто за багажник и рамки подножек. После пары падений на правую сторону проплавился не только пластик, но и прогорел гермомешок и спальник в нём.
      Вещей на двоих было 3 гермомешка по 20 литров, рюкзачок 15 литров да сумка на бак на багажнике, тоже литров 15. И 10-литровая канистра, которая пару раз здорово выручала. Хотя для Крыма все 10 литров ни разу не понадобились, хватило бы и литров 5 на двоих. Из одежды были мотоботы, колени, джинсы, шорты, штаны для ночёвки, по 3 майки, термомайки, черепахи, дождевики. Плюс пара спальников, палатка, горелка, газ, кастрюльки, тент, пара тонких пенок, потерявшихся с курткой и строительная пенка-подложка под ламинат 120*150, на которой и спали весь поход. Ещё брали с собой запасную камеру, герметик, кое-какие ключи, монтажки, пассатижи, проволоку, изоленту и свечи.



Ещё целую кучу фотографий можно посмотреть тут